Технічний розділ > Електрообладнання двигуна, загальне електрообладнання, електропиводи, Панель приладів
[EBA/DIY] Телефон
The_Glory:
Несмотря на то, что в 80-е годы 3-я серия была самой "бюджетной" в линейке BMW, в списке дополнительного оборудования для нее присутствовала довольно редкая и дорогая по тем временам опция - телефон.
На Е30 телефон встречается довольно редко, поэтому информации об этой опции тоже не много. Даже в заводском каталоге ЕТК о нем нет никакой информации.
Больше информации по заводским телефонам удалось найти в каталоге по дооснащению ЕВА - на Е30 опционально ставился телефон Motorola CM 451 (C network) mobile phone (65 61 9 410 349).
Оригинальная инструкция (EBA) по установке телефона Motorola CM 451:
http://www.ow.no/archive/eba/19.PDF
Комплект состоит из блока телефона в багажнике, проводки и трубки, которая устанавливалась в салоне на специальную консоль, справа от рычага КПП. Антенна использовалась штатная.
Оригинальная инструкция (EBA) по установке консоли для телефона:
http://www.ow.no/archive/eba/1347.PDF
Так же дополнительно к этому телефону можно было установить систему громкой связи (hands-free), состоящую из микрофона, двух специальных динамиков и проводки.
Оригинальная инструкция (EBA) по установке системы громкой связи:
http://www.ow.no/archive/eba/20.PDF
Телефон Motorola CM 451 выглядит вот так:
Комплект для установки в автомобиль:
Обратите внимание, что в комплекте Е30 для громкой связи шел отдельный один динамик, а в комплекте Е34 динамики ставились вместо обычных передних и их было два.
Комплект для Е34 (отличия от Е30 только в крепеже):
Динамики для громкой связи имеют две пары контактов - для музыки и отдельно для громкой связи:
Такой же телефон и держатель трубки:
Проводка:
Блок телефона:
На М5 Е34 он был и в таком цвете:
Найти фото установленного телефона в Е30 не удалось, но есть фото телефона AEG, установленного на оригинальную консоль Е30:
Оригинальная консоль Е30:
Оригинальная консоль на Е30 встречается крайне редко, но существует "афтемаркет" консоль от фирмы KUDA:
Она чуть по другому крепится и ее можно заказать новую под любой телефон:
Есть два варианта - отделка кожзамом или натуральной кожей:
Крепится она вот таким образом:
В машине:
Есть информация, из официального заводского каталога опций, что на Е30 с завода устанавливалась еще одна модель телефона - Siemens C2 и Siemens С3.
Старые SIM-карты целиком вставлялись в телефон.
Это телефон такого же стандарта C-Netz, который есть в каталоге ЕВА для Е34:
Исходя из этого можно предположить, что он был доступен, как заводская опция, и для Е30. Он устанавливался не на специальную консоль справа от рычага КПП, а между сидений, вместо кассетницы.
Более подробно о заводских телефонах BMW можно почитать тут:
http://www.oebl.de/BMW/index.html
(Так же там много информации по истории мобильной связи.)
Кроме этого многие диллеры предлагали для Е30 свои варианты дооснащения различными телефонами.
Siemens C1 (1986)
Siemens C2 Portable (1988)
Siemens C3 и C3 Portable (1990)
Вариант установки телефона Nokia на консоль ручника:
Аналогичный вариант установки телефона BMW на консоль ручника:
Так же встречаются различные варианты самостоятельной установки телефонов от других моделей BMW:
Установка такого же телефона от BMW 750 1992 года:
Это были телефоны стандарта C-Netz - аналоговой мобильной связи, действующей в то время на территории ФРГ. Сейчас этот стандарт уже не поддерживается и был заменен на стандарт GSM. Т.е. эти телефоны сейчас уже не могут работать, но при большом желании их можно переделать в современный стандарт GSM, хотя это не просто и не дешево. Иначе, они будут в машине только в качестве декорации.
The_Glory:
GSM - стандарт цифровой мобильной связи, который работает и в нынешнее время.
Один из распостраненных заводских GSM телефонов BMW того времени - BMW Classic, GSM 900, на базе Motorola 2200. Ставился опционально на Е31, Е32, Е34, Е36, Е38, Е39.
На Е30 такие телефоны, скорее всего, с завода не ставились, по крайней мере никаких документальных подтверждений этого в заводских каталогах я пока не нашел. Но тем не менее, встречаются фото Е30 и с такими телефонами. Это может быть дилерское дооснащение, так как были в продаже комплекты для установки в автомобиль:
Комплект для Е30 (здесь так же, в отличии от Е34, для громкой связи использовался один отдельный динамик):
Такой же комплект, но с другим держателем трубки:
В машине:
С другим держателем:
Вариант установки на консоли KUDA:
Или же самостоятельная установка с других моделей BMW.
Пример комплекта от Е32, Е34:
Состав комплекта:
--- Цитировать ---1. держатель блока телефона.
2. кронштейн для держателя блока телефона.
3. проводка для микрофона и динамиков в кик панели (динамики специально для системы громкой связи телефона имеют по 2 контакта).
4. микрофон.
5. постель (держатель) для трубки телефона.
6. телефонная трубка.
7. антенна.
8. антенна.
9. основной блок телефона.
10. основной жгут проводки телефона.
11. динамики — специально для системы громкой связи телефона имеют по 2 контакта.
12. декоративная накладка пастели телефона.
13. нижнее крепление пастели телефона.
14. деревянная накладка для микрофона.
--- Конец цитаты ---
Отчеты об установке этих комплектов можно почитать тут:
http://www.drive2.ru/l/1769134/
http://www.drive2.ru/l/2908923/
http://www.drive2.ru/l/4409283
Статьи очень помогли в покупке и установке, - авторам большое спасибо за это.
Отдельное спасибо за консультации justunion и сообществу Телефон в автомобиле
Оригинальная инструкция по эксплуатации телефона BMW Classic, GSM 900, на базе Motorola 2200 (на русском языке):
http://www.ex.ua/85987083?r=25719649
Видео его работы в Е30:
http://www.youtube.com/watch?v=iwewqtTPrUM
Оригинальная инструкция по эксплуатации телефона Motorola 2200 (на английском языке):
http://www.ex.ua/85987224?r=25719649
Пример комплекта от Е38:
Так же между сидений устанавливался один из первых GSM телефона Siemens P1 (1992):
Или других моделей, которые ставились дилерами или владельцами.
Ну и напоследок - прайс-лист того времени на мобильные телефоны и тарифы связи:
Не дешевое было удовольствие! ;)
The_Glory:
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что:
1) Найти оригинальный заводской телефон для Е30 довольно сложно.
2) Работать в сети GSM он в любом случае не будет.
3) Переделать его в стандарт GSM довольно сложно и дорого.
4) Проще сразу поставить телефон стандарта GSM, как "афтемаркет" дооснащение.
Т,е, при желании, на Е30 можно установить почти любой комплект заводского GSM телефона от кузовов Е31, Е32, Е34, Е36, Е38, Е39. Главное что бы комплект был от одной машины, так как есть не значительные отличия в проводке и распиновке, которые тоже можно преодолеть, но проще, когда все стыкуется между собой без лишних проблем.
Естественно, что при этом в Е30 будут работать только основные функции телефона, кроме функций управления через "мультируль" или через интерфейс многофункционального информационного дисплея (MID), через шину i-bus и другие непонятные слова :)
Поэтому я купил полный комплект телефона от Е38 1995 года выпуска.
В Е38 трубка установлена в подлокотник, но он очень громоздкий, к тому же у меня есть свой Kamei, и не хотелось так уж совсем "колхозить" :) Поэтому убираем все лишнее и комплект для установки его в Е30 выглядит вот так:
Так как, в отличии от Е32, Е34, Е36, в Е38 трубка установлена в подлокотнике, то в комплекте отсутсвует облицовочная рамка. Поэтому пришлось покупать ее отдельно новую от Е34:
Если телефон с Е32, Е34, Е36, то она должна быть в комплекте.
Подробнее о компонентах.
Антенна мне досталась без верхнего штыря, поэтому будет использоваться, как временная. В дальнейшем планирую поставить оригинальную электроантенну.
Крепежный кронштейн с прижимной планкой и сам блок телефона:
SIM-карта вставляется целиком, вот таким образом:
Кстати, говорят, что более старые блоки от Е34 не воспринимают современные SIM-карты, так что лучше брать более свежие блоки от Е38 или Е39.
Трубка и ее держатель:
На держателе трубки есть еще один слот под SIM-карту, но не все блоки могут работать с двумя картами. Судя по этому номеру, мой блок должен работать с двумя картами:
Но на практике, как и у многих других, оказалось, что через этот слот телефон карту не видит. В салоне было бы конечно удобнее менять карту, чем в багажнике, но с другой стороны - зачем ее менять? Так что это не критично.
На вариантах для США символы на кнопках трубки заменены буквенной аббревиатурой.
Основная проводка:
Слева разъемы держателя трубки, справа разъем блока телефона и маленький разъем микрофона громкой связи, вверху большой белый разъем для проводки питания, звука и других функций.
Проводка питания, звука и других функций:
Разъем и его распиновка:
пин 1 (толстый красно-желтый) — +12V постоянное питание
пин 2 (красно-фиолетовый) — +12V от замка зажигания
пин 3 (бело-черный) — сигнал скорости со спидометра
пин 4 (бело-серый с желтым) — шина i-Bus
пин 5 (красно-серый) — подсветка кнопок от габаритов
пин 6 — пустой
пин 7 (толстый коричнево-черный) — масса
пин 8 (бело-коричневый) — mute выключение звука музыки при входящем звонке
пин 9 (бело-черный) — звук на динамики
пин 10 (коричнево-черный) — звук на динамики
пин 11 (бело-зеленый) — идет с держателя трубки на штатный усилитель, используется не на всех машинах
пин 12 — пустой
Распиновка взята по WDS BMW Е38 выпуска до 1996 года, для телефона Motorola:
http://2009.bmw-autocats.ru/parts/E38/Sedan/Europe/740i-M60/browse/communication_systems/single_parts_sa_629_centre_console/
Спасибо Андрею SHAMAN за помощь в распиновке.
Динамики, микрофон и проводка микрофона громкой связи:
Тут есть нюанс проводки, о котором я говорил выше. В комплекте Е38 провода на динамики выходят из общего белого разъема, а в комплекте Е34 - они идут от разъема микрофона отдельной косой. Поэтому лучше, когда и микрофон и его проводка будет из одного комплекта. Хотя тоже не критично.
Микрофон:
Динамики для громкой связи:
Отличаются от обычных тем, что имеют две пары контактов на каждом - для музыки и отдельно для громкой связи:
Подлокотник и его кронштейн остались не востребованными:
Но при желании его можно попробовать как то "приколхозить" на Е30...
Тестовая проверка на полу в прихожей ))
Все работает - можно ставить!
The_Glory:
Начинаем установку с блока телефона - он размещается в багажнике. По оригинально инструкции блок телефона Motorola-CM451 крепился большим кронштейном в нише ,поверх обшивки левого крыла, к арке и самому крылу. При чем крыло нужно было сверлить сверху в районе уплотнителя крышки багажника. В моем случае, блок телефона существенно меньше по размерам, а кронштейн Е38 весьма громоздкий, так как к нему крепились еще другие блоки. К счастью, он состоит из двух частей, склепанных заклепками:
Высверливаем заклепки и лишнюю часть отбрасываем
Устанавливаем блок телефона в нужную часть кронштейна и крепим его прижимной планкой
Получаем очень компактную конструкцию, которую можно не ставить поверх обшивки, так как красоты она при этом не добавит, к тому же обшивку еще пришлось бы и разрезать для пропуска проводки. Поэтому возникла мысль спрятать ее под обшивку в районе петли багажника. После примерки стало ясно, что для этого нужно дорабатывать кронштейн и при установке оригинальной антенны или усилителя, телефон будет мешать. Начал искать другие варианты, и обратил внимание на нишу в задней полке:
Примерил - она как будто создана для этого телефона! :) Разметил, просверлил 3 отверстия и прикрутил винтами.
Единственный небольшой минус - теперь весьма неудобно менять SIM-карту....но это только в том случае, если вдруг по каким то причинам возникнет необходимость ее замены...
Блок отлично стал в эту нижу и ничему не мешает ни в багажнике, ни в салоне:
Проводку прячем за облицовкой перегородки и выводим в салон через отверстия в районе петли багажника. Проводку микрофона и питания протягиваем через небольшое отверстие (на всякий случай одел на косу в месте прохода пластиковую желтую гофру). Основную проводку протягиваем через большое отверстие, из-за больших разъемов держателя трубки. Провод антенны временно протянул через отвестие ремня безопасности. Позже буду ставить штатную электроантенну в заднее крыло.
Фиксируем проводку стяжками и собираем обшивку багажника
На этом в багажнике все, - переходим в салон.
Временная антенна просто лежит на полке :) Кстати, в инструкции написано, что использовать телефон без антенны категорически запрещается - может выйти из строя!
Так как на Е38 телефон был связан со штатной музыкой, мультирулем и дисплеем, через соответствующие блоки интерфейса, которые находились в багажнике рядом, то все провода были очень короткие. Пришлось их удлинять, использую провода соответствующих цветов из косы проводки какой то BMW. Оттуда же взял и "косички" для динамиков громкой связи.
Заплел их в косу и проложил рядом со штатной проводкой.
Подключаем все, согласно распиновке:
пин 1 (толстый красно-желтый) — +12V постоянное питание
пин 2 (красно-фиолетовый) — +12V от замка зажигания
пин 3 (бело-черный) — сигнал скорости со спидометра
пин 4 (бело-серый с желтым) — шина i-Bus
пин 5 (красно-серый) — подсветка кнопок от габаритов
пин 6 — пустой
пин 7 (толстый коричнево-черный) — масса
пин 8 (бело-коричневый) — mute выключение звука музыки при входящем звонке
пин 9 (бело-черный) — звук на динамики
пин 10 (коричнево-черный) — звук на динамики
пин 11 (бело-зеленый) — идет с держателя трубки на штатный усилитель, используется не на всех машинах
пин 12 — пустой
Бело-серый с желтым провод шины i-Bus (пин 4) и бело-зеленый провод (пин 11) не будут использоваться, поэтому изолируем их и приматываем к косе.
Толстый коричнево-черный провод с клеммой "массы" (пин 7) прикрутил в заводской "массовой" точке слева под задним сидением.
Основную проводку и проводку микрофона протянул по тоннелю кардана.
Бело-черный (пин 9) и коричнево-черный (пин 10) провода на динами громкой связи удлинил "косичками" и пустил по левому порогу.
Единственный провод, который не пришлось удлинять - красно-серый (пин 5) на подсветку кнопок. Подключаем его к лампе подсветки задней пепельницы. Основную проводку с разъемами держателя трубки выводим возле ручника.
Остальные провода протягиваем под ковром и выводим под торпедой
В каталоге ЕТМ по телефону для Е30 так же ничего нет. Согласно ЕВА питание телефона в Е30 подключается в большой белый разъем подторпедной проводки (НЕ в разъем дополнительного оборудования), путём добавления туда пинов. Таких пинов у меня не было и лезть аж туда тоже не очень хотелось, поэтому я нашел схему из ЕТМ Е39 для такого же телефона:
Электрическая схема подключения (ЕТМ) телефона Е39
(Кстати по этой схеме у Е39 для громкой связи использовался только левый передний динамик, а не оба.)
Согласно этой схеме, постоянное питание идет через предохраниель 7,5А (красный провод), а питание от зажигания, через предохранитель 15А (фиолетовый провод). Точно так же в Е30, от предохранителей №21 7,5А и №12 15А, запитывается штатная музыка в разъеме дополнительного оборудования С302 через контакты V и X соответственно.
Исходя из этого, я питание телефона подключил к соответствующим проводам питания штатной музыки через 2-пиновый серый разъем:
толстый красно-желтый (пин 1) — +12V постоянное питание (V)
красно-фиолетовый (пин 2) — +12V от замка зажигания (X)
К моему большому удивлению и сожалению, в моей магнитоле не оказалось входа "Mute" - выключения громкости музыки при звонке телефона. Поэтому бело-коричневый провод (пин 8 ) пока смотал и оставил до того времени, когда куплю штатную магнитолу BMW, - тогда и подключу. А пока громкая связь будет работать на фоне музыки :)
И наконец, последний бело-черный провод (пин 3) протягиваем под торпедой к приборке и подключаем к зеленому разъему сигнала скорости со спидометра (разъем сделал из обычной плоской "мамки")
Провода на динамики громкой связи протягиваем по порогу и выводим в нишу динамиков. Подключаем обе пары контактов и ставим динамик.
Правый динамик я подключил параллельно левому. Проводку протягиваем под торпедой и выводим в праую нишу динамика. Меняем обычные динамики, на оригинальные динамики Nokia для громкой связи.
Устанавливаем микрофон. В оригинале на Е30 он ставится на место кнопки кондиционера. В моем случае он туда не подошел по размеру, поэтому я решил его ставить так, как он ставился в оригинале, при наличии кондиционера (кстати когда-нибудь он будет и у меня :) ) - врезался по шаблону в переднюю стенку "бороды". У меня там уже врезан амперметр, поэтому врезал не по шаблону, а как лучше смотрелось:
Ставим микрофон, подключаем и собираем - вышло вроде не плохо:
Устанавливаем держатель трубки. Для этого нужно заменить консоль ручника с отделением для мелких вещей, на консоль со штатной кассетницей.
Кассетница нам уже не нужна - на ее место будет ставиться держатель трубки.
Подключаем разъемы держателя и плотно вставляем его в нишу консоли, собираем весь пластик в салоне - телефон установлен!
Держатель с боков смотрится не совсем эстетично, поэтому я заказал для него новую декоративную рамку от Е34. Когда приедет, поставлю - будет выгляядеть аккуратнее. А пока так:
Включаем, проверяем - работает!
Красиво подсвечивается в темноте
Из-за подлокотника не очень удобно класть трубку - приходится подлокотник приподнимать. Но не критично.
Ну вот и все - теперь у меня есть еще и АВТО-мобильный телефон! :)
Позже добавлю фото с декоративной рамкой и напишу отзыв по его работе.
Как и обещал, выкладываю окончательные фото с декоративной рамкой. Рамку заказывал новую от Е34 (51 16 8 174 076). Она просто защелкивается на держатель трубки и вместе с ним вставляется в консоль ручника до упора. По размеру, она стала на консоль идеально и вид получился намного аккуратнее:
С этой рамкой лучше и плавнее стала работать кнопка выброса трубки из ее держателя. Сама трубка стала чуть выше, практически в притык к ящику подлокотника.
Для пользования телефоном через громкую связь, нужно поднять подлокотник, тогда ничто не ограничивает доступ к клавиатуре.
В темноте она хорошо подсвечивается.
Разобрался по инструкции с настройками, сбросил их к заводским, установил английский язык и настроил все на свое усмотрение. По мере необходимости заполняю адрессную книгу - на современных мобильных это делать, конечно удобнее... :)
Но все отлично работает!
Как-то вот так:
http://www.youtube.com/watch?v=_U1_hLKYQsg
Ну и несколько фото общего вида салона:
Nikroydo:
Очень полезно и грамотно..) Спасибо за статью.))
Довольно крутой такой гаджет.. (y)
Навигация
Перейти к полной версии