Ничего так не выдавало возраст моей е30, как ее аудиосистема. Если фан в этой машине из будущего, материалы интерьера из настоящего, то аудиосистема звучит так, словно появилась во времена, когда вместо интернета человек развлекался рисунками на скалах.
Еще в Германии в мою е30 был установлен нешуточной дерзости кассетный ресивер и две колонки такого размера, что рассмотреть их в задней полке мог только человек с хорошим зрением. После изучения проводки аудио стало очевидным, что подключением системы занимался либо умственно отсталый, либо один из главных инженеров Alfa Romeo, уж не знаю, что хуже. Ресивер был подключен тонкими, как нервные окончания, проводками, а уровень контактов был таким же ненадежным, как положение Украины в Евросоюзе. То, что силовой провод не оторвался и не поджарил тридцатку, говорит не сколько о крайне бережной эксплуатации бывшими владельцами, сколько о банальном существовании волшебства. Посмотрев на коммутацию задних динамиков, я и вовсе оставил цинизм, на 100 процентов поверив в чудеса: крохотный проводочек был просто легонько обернут вокруг контактного лепестка динамика. Любому даже отдаленно знакомому с наукой о контактах человеку станет понятно, что звук на задние динамики передавался по WiFi или каким-то другим беспроводным способом. Более того, автор этой аудио инсталляции считал вполне удачным решением подключение двух задних динамиков к одному левому каналу магнитолы.
Меж тем, е30 в состоянии “New old stock” приносила столько волшебных эмоций, что первый месяц я вообще не думал про аудиосистему. Меня устроили бы даже противные звуки скрипящего “Зеленоглазое такси” доносящийся из радиоточки. И тем не менее, сразу после покупки е30 я перенес торчащий из панели кассетный ресивер из разряда звуковоспроизводящих устройств в разряд памятных аксессуаров. На время заткнув дырку в панели китайским CD, найденным у знакомого, я наконец услышал из чего-то похожего на задние динамики что-то отдаленно напоминающее музыку. В моем распоряжении теперь был параметрический эквалайзер, регулировки fade/balance и функция прослушивания cd и mp3 форматов. Но даже если бы мне за каждую поездку насыпали по грамму кокаина на панель, я бы не смог видеть этот кусок китайского дерьма в консоли своего классического биммера. Проведя неделю в адских муках перфекциониста я понял, что лучше буду слушать звуки дороги, чем терпеть инородное китайское устройство внутри автомобиля. Я принял решение не тратить время на поиски оригинального CD и ограничится оригинальным кассетным ресивером в идеальном состоянии.
Засунув в панель Bavaria C, я вернул себе здоровый цвет лица и спокойный сон. Но едва повернув ручку включения аппарата я без удовольствия обнаружил, что радио он не тянет, а кассеты у меня остались еще в прошлой жизни. Я обратился в ближайший магазин с требованием продать мне мp3 трансмиттер, чем опять наступил себе на горло: это устройство в моей системе классификации абсолютного зла идет сразу после нацизма и живых выступлений Льва Лещенко. Мое и так незавидное положение ухудшалось тем, что для прослушивания музыки через трансмиттер, мне приходилось обвязывать его головку зарядкой от айфона и класть ее рядом с магнитолой, что хоть как-то доводило уровень сигнала до приемлемого. В этих муках я даже умудрялся на ней путешествовать по стране и все равно получал удовольствие, потому как до беспамятства люблю свою е30. Полученная в дар от друга кассета Dr. Dre из 90-х только усугубила ситуацию: это один из лучших его альбомов, но когда ты вынужден целый год слушать одну и ту же кассету — появляется много претензий как к музыке в целом, так и к звуковоспроизводящему устройству в частности. Кассетный ресивер Bavaria С хоть и выглядел как младенец на крещении, но как к устройству проигрываения музыки к нему имелись некоторые претензии: в зависимости от фаз луны менялась скорость воспроизведения и тональность некоторых песен.
И вот настал момент, когда я понял, что нельзя портить ощущения от такого автомобиля подобной звуковой системой. Я достал с полки пыльную коробку с 4-х канальным усилителем JBL и твиттерами Focal. Усилитель я зачем-то купил еще в те времена, когда жил в Минске и злился на свою Alfa Romeo GTV. Понимая, что одним усилителем не ограничится, я заказал такую необходимую штуковину, как Genuine BMW уголки с пищалками. Пока пищалки ехали, я последние 400 раз прослушал кассету с Dr. Dre и по приезду долгожданной коробочки в попытке “временно подкинуть пищалки” разобрал машину до такой степени, что нетронутыми остались разве что сварные швы кузова. Проще было сунуть в нее каркас и участвовать в ралли, чем собраться все обратно. Вместо “повожусь сегодня и за вечер все закончу” мероприятие приняло неожиданный формат “в попытках все собрать до конца лета, две недели по вечерам ходим в гараж как на работу”.
[url=https://flic.kr/p/Sq72wL]
[url=https://flic.kr/p/Sq71Zo]Получив новые оригинальные уголки я начал с того, что сразу сломал оба: с цинизмом выковыривая новые твиттеры (естественно повреждая их при этом) я вставлял на их места проверенные в бою Focal. Сами уголки повреждены не были, хотя и требовали минимальной доработки. Сняв хирургическим путем 0.5 мм с внутренной окружности, я защелкнул плотно вставшие туда Фокалы, после чего закрепил успех черным герметиком и одобрительной серией матерщины. Все встало туда так плотно и надежно, что наверняка возросла жесткость кузова. При этом внешне даже ярый фанат оригинала не отличит их от стоковых пищалок.
[/url
[url=https://flic.kr/p/Sq6ZXU]И поскольку дверные обшивки все равно пришлось снимать, я решил слегка проклеить дверь от паразитного звона (по листу легкого вибропласта на дверь, чтобы не убивать главную фишку Е30 — малый вес). В дополнение к этому я провел ревизию замков: почистил, смазал и обезшумил все тяги. Вместе с уголками естественно заказал пару кило новых оригинальных пистонов. “Женуин!” — хвастливо сообщал я женщинам, теребя возле их лица пакетом с зелененькими пистонами, но они почему-то не разделяли моего восхищения. Собирал все обратно используя терпение, фанатизм и антискрипную ленту. В итоге дверь получилась не тяжелее обычной, но молчаливая, как шпион на допросе. Приятно и то, что я был первым, кто снимал эти обшивки: дверь внутри оказалась полностью девственной. А тому факту, что при наличии люка, под ковром днище выглядело лучше, чем автомобиль снаружи, — я радовался как солдат в публичном доме.
Не смотря на то, что часть системы планировалась в качестве временной инсталляции, некоторые вещи я делал с максимально педантичным подходом. Провода Tchernov Audio к твиттерам были протянуты из центральной консоли и зафиксированы с остальной проводкой с помощью несметного количество пластиковых стяжек разного формата. После инсталляции системы стяжки, как песок у отыдающих молодоженов, были у меня везде. Теперь проводка внутри автомобиля выглядит так, что не стыдно и девушку под торпеду пригласить…
Вопрос остальной системы решил пока временно, но чувствую продержится такой сетап долго. Одним из основных требований инсталляции было сохранение полностью заводского стокового вида всех компонентов системы. То, что добавляем — скрываем от глаз, чтобы сохранить нафталин и олдовый образ машины.
Система получила следующий формат: 2 канала усилителя питают через пассивный кроссовер мидбасы (женуин бнв) и твитеры (колхоз Focal), а остальные 2 канала питают крохотные 5 или 4-х дюймовые головки в задней полке (не женуин, но были в этой машине с рождения — не стал их трогать). Головное устройство в виде Bavaria Cassette выполняет роль красивой заглушки, а сигнал подается с 3.5 джека напрямую на входы усилителя. Сигнал на мидбасы очень аккуратно обрезан снизу (до 60 или 80 Гц, не помню), чтобы не перегружать малютки ненужными ходами диффузора, а из задних неженуинных коаксиалов варварски вырезаны твиттеры и полоса обрезана сверху герц до 400/800, чтобы не тянуть сцену на задние сидения. Вся система ограничена на усилителе по громкости не доходящей до искажений и на усилителе же выставлен баланс перед/зад с той лишь задачей, чтобы задние крохи хоть чуть поддерживали по низкой полосе. По силовой схеме это 4g питание усилителя, пока тоже временное, так как аккумулятор в правильной е30 должен либо переехать в багажник, либо тусоваться там с завода. Стоковые мидбасы в кикпанелях (какой мудак придумал их туда поставить) столкнулись с легкой доработкой посадочного места в борьбе с акустическим замыканием. Зазвучали 5 дюймовые калеки при этом вполне сносно: АЧХ выровнялась, хоть и не полностью (виноваты, видимо, стоячие волны, вызывающие горб и гудение). Экстратонкая проводка была заменена на тот же Tchernov Cable приличного сечения. Усилитель в багажнике (висит под полкой) можно увидеть только в том случае, если тебя везут в лес внутри этого же багажника.
Приятно было замечать, что я являюсь первым, кто снимает панели и любые элементы салона это тройки. После доработки системы все панели собирались на скрытую проклейку антискрипной лентой. Соприкасающиеся поверхности (например винил заднего сидения с задними картами крыльев) был проклеен антискрипными бархатными листами. Попутно вылечил несколько болезней, а именно неоткидывающуюся спинку водительского сидения и невтягивающийся водительский ремень безопасности. В случае со спинкой, выскочил тросик из системы замков сидения. А ремень почему-то был перевернут внутри, что мешало ему бодро залетать в пружинную кассету. Теперь сидение складывается, а ремень улетает в стойку с такой скоростью, что обжигает мне плечо.
Аудио система сейчас работает от любого устройства с выходом на 3.5 джек. В моем случае тридцатку музыкально наполняет Apple Music, который стал для меня настоящим открытием века. Звучит вся система на удивление неплохо, хоть и остались вопросы по АЧХ и давлению (усилитель слабоват и головки маловаты по размеру). Но если бы мне сказали, что это играет два 13 см и два 10 см динамика — я бы не поверил своим ушам.
Поездки на е30 с каждым вложенным в нее кусочком сердца становятся все более кайфовыми. Музыка, один из важнейших спутников в пути, если только у вас не s62 или LS3 под капотом. Теперь магию этого удивительного автомобиля времен когда деревья были зелеными, а BMW — идеальными, усиливает еще и музыкальное сопровождение. И что может быть лучше поездки теплой летней ночью по пустым проспектам Киева с любимой музыкой в динамиках, любимым биммером под жопой с любимым дохлым М20 под капотом? Встречный ветер сушит слезы сентиментов на довольной морде, а правая рука уже не гладит коленку спутницы — она делает громче любимый трек в новой аудиосистеме. Уже 4 часа утра и ты трижды исколесил все окрестные дорожки с ровным асфальтом. И вот, почти у самого дома, прямо у ворот гаража ты делаешь 4.7 оборота рулевого колеса (винтажная безГуровая рейка, ебиегомать) и едешь “еще кружочек” катнуться. И если смотреть на огонь и на видеоролики с Сашей Грей можно хоть и долго, но не бесконечно, то покатушки на хорошей е30 для фаната ограничены только запасами нефти на земле. И это не несколько метров хорошего кабеля или коробок с оригинальными аксессуарами. Это пару граммов сердца, которые и делают ее особенной. Пару граммов, которые я не смог откусить даже для М5 е39, которая заслуженно считается легендой, но которые действительно заслужила старушка Е30…