Установка. Мотор, коробка, коллектора, выхлопСо сцеплением закончено - можно пробовать ставить. Всё вместе мотор и коробку - я просто не представлял возможным всунуть сразу. Решили ставить по отдельности. Мотор запрыгнул во 2-й раз, всё как положено. Ставить коробку - конечно же не ставиться, колокол слишком огромный чтоб вместиться в тунеле и при этом его еще надо как-то надеть на двигатель. Решение: срываем мотор с подушек, двигаем максимально вперёди опускамем пока поддон не каснётся балки (но не ложим его полностью!!) в такой позе, коробка заходит как к себе домой, места предостаточно, нижние болты - снизу затягиваются, верхние удобно из под капота. Стоить отметить что стартер нужно наживить сразу ещё до установки мотора ибо потом, когда будет стоять коллектор - вснуть его нет возможности, потом просто прикручиваем его к коробке.
И потом обратно поднимаем мотор уже с коробокой и ставим на подушки. Траверса коробока стандартная с е30, тут она подошла без проблем.
Немного про кулису: сначало я думал что прийдётся резать-варить ит.д. кулису. Купил практически наугад кулису с м40, она была в хорошем состоянии с поменяными втулками. Когда мотор и коробка уже стояли на месте, решил примерить её, и о чудо, она ставится как родная, ничего не надо резать и варить! Отлично, теперь тяга. Тяга - не подходит, и тут я нахожу в гараже тягу от м20 мотора - вообще супер! Всё отлично подошло, кулиса стоит ровно, все передачи включаются!
Кардан. Перечитав кучу отчётов, везде практически было написано что кардан надо переваривать. Меня это идея не сильно впечатляла. Потом я узнал что нужно брать кардан от е36 328. И я ударился в поиски данного кардана. Но как всегда, когда надо - его хрен найдёшь. Тогда я посмотрел по ЕТК номер кардана, и о чудо он ставился не только в 328! А ещё в 325d. Колв-о вариантов немного расширяется. И буквально за пару дней я нашёл кардан от е36 325 m51d25. за 200(!!!) грн, с отличной эластичкой и подвесным! В то время как с 328 цены были вообще неописуемые. С большой муфтой, всё как положено. На практике кардан окаказался немного даже короче чем я ожидал, пришлось его выдвигать на шлицевой части. Но всё встало как надо. Позже я узнал что кардан надо переваривать в том случае если ставить 6-сти ступенчатую коробку, она длиннее, и таких карданов под неё нет.
Итак: мотор стоит на своём месте коробка прикручена, можно изготавливать коллектора!
Эта одна из самых сложных частей работы. И тут я видел массу вариантов решения. Для простоты установки используют коллектора Х5 4.4. Я решил пойти чуть другим путём. Как-то просматривая рынок, я увидел в продаже коллектора от е39 4.4. Они практически 1 в 1 с Х5-ми, но чуть длинне. Цена 500грн, в то время как 1 коллектор Х5 - 50$. Поскольку их всё-равно пришлось бы варить и резать, решил взять их. В подарок нам достался 1 лямда-зонд который не смогли выкрутить из коллектора))
Тут описывать практически нечего и нет какой-то инструкции - всё делается по месту путём примерок и пиханий этого коллектора туда-сюда по стопицот раз. Для простоты этой операции мы открутили рычаг правого колеса чтобы его отвести в сторону и он не мешался сайлентом. Также коллектор с водительноской стороны пропустили между блоком и рулевым карданчиком, я видел как пропускают между лонжероном и рулевым карданчиком, но там и так близко всё до бензиновых трубок - поэтому от греха подальше.
Вид спереди с пассажирской стороны, всё в "допусках" )) Также можно наюлдать как сидит мотор на подушках:
Моей задачей было сделать, тихую машину. Я не хочу привлекать внимание рёвом мотора и.тд. прямотоками и прочим. Я искал стандартное решение на стандартных запчастях. Но было одно но - я хотел сделать всё в 1 банку, а не в 2. Поэтому я взял среднюю часть (резонатор) от Х5 е53, он по конфигурации оказался очень удобным в монтаже. Диаметры труб 50мм. Если с такими трубами он ездил, значит у меня будет ездить и мотор не должен "душиться". Резонатор сделали на стягивающих хомутах.
Далее сам глушитель, тут была диллема. Я обрыл кучу сайтов, но там и не нашёл подходящего варианта. Нужна была банка на 2 входа с 50мм. Всё что было доступно это либо прямотоки орущие, либо каких-то запредельных эйземен, ремус, и прочее, где цены стартовали от 300$. И чисто случайно я натыкаюсь на выхлоп от е46 3.0d. Звоню продавцу, прошу померять диаметры труб, ответ - 50мм. Отлично, вот и банка нашлась. Нам отрезали её под самый резонатор, и изгибы труб подходили для расположения в е30. Всё, с выхлопом закончено! Ещё раз повторюсь что здесь творческая работа, всё подгонялось по месту.
Установка. Электрика.Начитавшись заранее кучу информации ещё до покупки мотора, я знал что надо брать с ЭБУ 404, т.к. 484 уже идёт под иммобилайзер и там нужен ещё ключ ит.д. Поэтому сразу взяли у продавца нужные нам мозги. При подключении я опирался на 3 источника е30клаб.ру, свой зараннее переписаный листик с м50 и какой-то забугорный. Задача была подключить салонную и моторную проводку. Впринципе ничего сложного, как оказалось всё подключил с первого раза правильно. Но ввиду незнания самого принципа, пришлось приглашать знающего человека, т.к. мотор не заводился. В итоге оказалось, что было перепутано 2 реле местами, которые отвечают за питание на мозги. После замены их, мотор завёлся.
Из нюансов по электрике хочу отметить лишь одно: для того чтоб показывало темпереатуру двигателя, следует заменить 2-х контактный датчик температуры (чёрного цвета), на одноконтактный 30-точный коричневого цвета. Я взял с м40-го мотора. Также я ещё поставил новый одноконтактный датчик давления масла.
Поскольку вискомуфты уже нет на моторе охлаждать прийдётся только электровентиляторами. Он у меня стоял ещё до этого когда был м50, поэтому я просто купил 2-х контакный термодатчик на 100(включение)-95 (выключени) градусов и прокинул управляющие провода вентилятора не него. Казалось бы много - но такая рабочая темперература у м60.
Очень долго искал ответную фишку на моторную проводку, т.к. она с е34 и я так понял это ещё та редкость. К слову, если кто-то хочет ускороить процесс, подходит фишка от мотороной проводки м50.
При подключении проводки я руководствовался в основном этой распиновкой:
Пожалуй это всё что было связано с электрикой по мотору.
Охлаждение:1. Рекомендуют поставить заднюю охлаждающую планку от м62, там только 2 выхода и их используют как вход-выход на печку. Если у вас м60, то в таком случае прийдётся поменять ещё и помпу, т.к. патрубок ОЖ из бачка подходит именно в него. в М60 планке, там 4 выхода. это как раз мой случай был. 2 из них я закольцевал согласно движению ОЖ, 1 уходит на печку, 2 уходит патрубок (он 3-й один конец нужно подсоеденить к выходу из печки) на расширительный бачок. На картинке видна разница.
м60:
м62:
2. Радиатор. Тут я конечно немного тупанул и поставил радиатор NISSENS 60619A, типа для жарких стран ит.д. Да, он реально огромный и справляется, но он широкий. И получилось так, так что вход в радиатор находился прям напротив маслостакана. Было несколько решений. Поменять на выносной маслостакан от е38, поменять радиатора, что-то придумать с тем что есть. Мы пошли по 3-му варианту)) В итоге радиатор подняли максимально вверх, чтоб капот закрывался, в итоге патрубок надевается и он как бы "обвернут" вокруг маслостакана, что делает невозможным поменять масляный фильтр без снятие этого патрубка. На фото ниже будет видно.
3. Вентиляторы. Как я и говорил стоят от Шнивы. Но они реально очень громкие, и в дальнейшем планирую поменять на вентилятор от е39, он большой, тихий и отлично должен справляться с охлаждением этого большого радиатора.
Гидроусилитель:Расстояние от насоса ГУРа до рейки достаточно маленькое. И тут надо подбирать шланг какой-то, то что я нашёл у нас в гараже - пришлось завернуть аж вокруг лапы, на фото выше видно будет. как идёт шланг. Более того, сразу надо учитывать ньанс что вход на насосе под 18-й диамтер штуцера. Подача от насоса на рейку 14-е, выход с рейки 16-й.
Т.к. у меня небыло 18-го, пришлось расточить 16-й, и через несколько шайб закрутить. Но такой вариант явно не канает, поэтому ГУР нужно переделывать под нормальные штуцера и под нормальные длины шлангов ибо дето сосёт воздух зараза.
Ещё одним нюансом оказалось что правое ухо крепление рейки на балке слегка касается поддона мотора, дабы избежать каких-то ударов в поддон, немного срезали усилитель с этого уха, и в итоге всё стало хорошо.
После того как всё было подогнано, и работало. Мотор снова вытащили, помыли моторный отсек - задули гравитексом. И начали всё собирать обратно:
Пожалуй всё. Остальные нюансы исправляются по месту и там нет ничего сложного.
Из первой эксплуатации: мотор на холостых сильно трясло, очевидно было что неправильная смесь. После того как выставили распредвалы с Сашей (спасибо man_sania), мотор стал гораздо ровнее работать на холостом ходу. Также рекомендуют поставить клапан рециркуляции картерных газов от м62, она там более продуманая и не "душит" 4 и 8 цилиндры.
Также сильно тарахтели гидрокомпенасаторы, спасибо Андрею (Buzya) за совет прогреть его до рабочей температуры и помыть натяжитель цепи (всё таки мотор больше года не заводился), после этого компенсаторы практически не слышно было.
Из первых ощущений езды. Думаю тут врядли можно описать их, когда на 3-й даёшь в пол и машина ускоряется так что даже мне (водителю) становится страшно, я понял, что к такому мотору надо привыкать постепенно. Конечно если есть силы и большое желание то оно того стоит)
Ну и конечно же основное и самое главное спасибо Жене (Zeny) который согласился на всю это аферу и выполнил пожалуй большую часть работы.А теперь самое главное,
во сколько становится свап м60 в е30 (цены указаны в гривнах, и надо учитывать что я собирал все эти запчасти пол года, на протяжении которого курс доллара менялся по разному):
++ Мотор (частично с навесным) - 7500
++ Датчик коленвала - 250
++ Датчик распредвала - 250
++ Расходомер - 700
++ Гофра без ASC - 150
++ Стартер - 500
++ Насос гидроусилителя - 1000
++ Регулятор холостого хода - 150
++ Крышка картерных газов - 300
++ Маховик + диск + корзина + коробка + цилиндр сцеп m60b30 - 18000
++ Кардан e36 M51D25 - 200
++ Выпускные коллектора с е39 m62 - 500
++ Комплект выносного вакуума e34 540 - 1300
++ Расширительный бачок - 50
++ Резонатор (средняя часть X5 4.4) - 2000
++ Глушитель - е46 3.0d - 600
++ Прокладки, резинки, ролики и прочее - 4952
++ Натяжной механизм + шкив помпы - 700
++ Фишка разъёма - 100
++ Лапы (aka 300mm.de) - 1500
++ Проставка под балку 25мм - 450
++ Прокладка малого поддона - 394
++ Прокладка большого поддона - 371
++ Масло - Lukoil 10w40, 12л (акция 15л) (3 по 4л(акция 5л)/350грн) - 1050
++ Антифриз - синий, концентрат, 5л - 505
++ ATF - 4л 406
++ Свечи Denso TT - 8шт. - 568
++ Чистка форсунок - 300
++ Радиатор Nissens 60619А - 1800
++ Топливный фильтр - 140
++ Тросик газа e34 540 - 600
++ Тормозная магистраль медная 6м + 8 штуцеров + 2 тройника - 394
++ Топливный шланг 2м - 80
++ Кулиса в сборе м40 - 250
++ Нулевик ProSport 90mm - 450
++ Датчик температуры в радиатор (вент) 100-90C - 250
++ Хомуты 90-100 - 60
++ 2 длинных болта под балку - 60
++ 2 бачка под сцепление "Жиго" - 30
++ Шланги на обратку с радиатора и шланг на ГУР - 200
++ Датчик температуры на приборку 1 контактный (е30 м40) - 133
Итого: 49193Затраченное время: 3 недели - По будням с 20 до 23 и в выходные с 15 до 22 примерно