Український клуб BMW E30

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.




Расширенный поиск  

Новости:

Слава Україні!

Ми в соціальних мережах:

(takoe) https://ru-ru.facebook.com/bmwe30clubukraine/

(takoe) https://instagram.com/bmw_e30_club_ukraine/

Спілкування:

(takoe) https://t.me/bmwe30clubua

Купівля - продаж:

(takoe) https://t.me/e30shopua

Автор Тема: Установка М30 в Е30 (ч.1) О моторе  (Прочитано 44745 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Boris_Britva

  • *****
  • Рейтинг +57/-22
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 571
  • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
Установка М30 в Е30 (ч.1) О моторе
« : 14 Декабря 2013, 12:12:19 »
  • 2
  • 0

  • Почему m30?
    Если Вы уже читаете это, то такой вопрос перед Вами, скорее всего, не стоит. Однако мне часто задают его, постоянно сравнивая с установкой m50b25. Попробуем разобраться, в скобках буду приводить данные для m50b25.

    Динамика

    Основной причиной установки в e30 подобных моторов является, конечно же, мощность. m30 -  мотор старый и естественно в этом показателе звезд с неба не хватает. Мотор всегда обладал средней удельной мощностью, однако, топовые версии m30 с объемом 3.5л (b34, b35 и b34t) имеют максимальную мощность более 200 л.с. (против 192 у m50b25).
    Одним из главных достоинств этого мотора является, конечно же, момент. Нет, даже момент! Поздние модификации m30b34, устанавливаемые на кузова e34 и e32, имеют максимальный крутящий момент 305 Нм при 4000 об. (против 250/4200 у m50b25). Мотор очень уверенно едет начиная с холостого хода до примерно 4000 оборотов, после чего начинается просто ураганный разгон. Мотор не обязательно крутить, можно очень динамично и комфортно перемещаться на оборотах двигателя, не превышающих 3000. По этой характеристике m50 нельзя даже сравнивать с m30, m50 приходится постоянно откручивать, даже в e30.
    Для тех, кто предпочитает сравнивать моторы в разгоне до 100км/ч, есть достаточно показательное сравнение: разгон до "сотни" у e34 535i МКПП по паспорту занимает 7.7с, при этом у e34 525i (m50) МКПП этот показатель составляет 8.6с.
    По динамике разгона m30b34 уступает только s-моторам отделения M-Power и моторам с большим объемом цилиндров (m6x, m7x), установка которых в e30 является гораздо более дорогой и сложной операцией.

    Надежность

    О надежности m30 ходят легенды. Считается, что это чуть ли не самый надежный мотор BMW. Не будем об этом много говорить. Скажем лишь, что m30 продержался на конвейере очень долго. Из своего опыта могу сказать, что m30 просто поразительно надежный мотор, который заводился даже после перегрева из-за недостатка ОЖ и спокойно ездил. Перегрев был настолько сильным, что двигатель заглох сам от детонации.
    Простейшая "дубовая" конструкция, испытанная десятилетиями, низкая удельная мощность, чугунный блок, простой впрыск, - все это делает мотор очень надежным и долговечным.
    Ремонтопригодность

    Достаточно лишь сказать, что моторы m30 очень широко распространены на BMW 5, 6, 7 серии и потому запчасти найти не проблема, стоят они вменяемых денег. Благодаря простоте конструкции и небольшому количеству деталей и датчиков, обслуживать мотор достаточно просто.
    Например, система впрыска топлива на m30 поздних годов выпуска (Motronic 1.3) аналогична таковой на более маленьком моторе m20, который штатно устанавливался на e30, и имеет некоторые одинаковые детали. Также моторы имеют очень похожую конструкцию и общие элементы.

    Бюджет установки

    Установка m30 может быть значительно дешевле, в сравнении с другими моторами, благодаря тому, что мотор широко распространен, а автомобили 5, 7 серии до 92 г.в. относительно дешевы. В условиях 2009г в Москве, m30b34 можно приобрести за деньги в районе 10-20 тысяч рублей. При хорошем раскладе, можно купить мотор "бесплатно", т.е. приобрести донора и продать ненужные части автомобиля.
    Существует распространенный миф, что m30 устанавливать значительно сложнее, чем m50. На самом деле, это не так. Опыт моих друзей показывает, что с установкой m50 не все так здорово, как кажется. Про "сложность" установки можно почитать в разделе Установка m30.
    График момента

    График крутящего момента от оборотов у m30 значительно интереснее, чем у большинства современных моторов, которые стремятся сделать с очень ровной характеристикой момента по всем диапазону оборотов. Это "достоинство" субъективно, но лично мне намного приятнее ездить на автомобиле, на котором есть смысл откручивать передачи и наблюдать за тем, как мотор оживает.
    Состояние мотора

    Мотор m30b34 обладает интересным свойством. Даже если мотор находится в плохом состоянии, машина все равно будет очень неплохо ехать. Про моторы с меньшим объемом цилиндров такого сказать нельзя.

    Недостатки m30

    Однако m30 обладает не только исключительными достоинствами, но и своими недостатками. К сожалению, в мире нет ничего совершенного.
    m30 инертный мотор и не очень быстро раскручивается. Недостаток компенсируется впечатляющим моментом и, соответственно, разгоном.
    m30 (как, впрочем, и все остальное) достаточно тяжело найти в хорошем состоянии за вменяемые деньги. Дело в том, что, во-первых, последний m30 сошел с конвейера в 92-м году. Во-вторых, ставился на динамичных автомобилях с соответствующей манерой езды. В-третьих, "благодаря" своей легендарной надежности, владельцы не считают нужным его правильно обслуживать, считая, что мотор "дубовый" и ему "ничего не будет". К сожалению, последний аргумент имеет наибольшее значение в России.
    m30 шумный и тряский. От этого никуда не денешься, однако, скорее это вызвано плохим состоянием мотора, нежели его конструктивными недостатками.
    m30 прожорливый. Это наполовину миф. Очень большой расход бензина на m30 может быть вызван только неисправностями. Обладая почти в 1,5 раза большим объемом цилиндров, чем у m50b25, m30b34 имеет незначительное увеличение в расходе топлива. На e30 эта разница еще больше нивелируется. Помимо этого, m30b34 прекрасно "справляется" с 92-м бензином.

    О двигателе

    Двигатель m30 - большой 6-ти цилиндровый двигатель с рядным расположением цилиндров, который имеет модификации с 2.5, 2.8, 3.0, 3.2, 3.4 и 3.5 литрами рабочего объема. С 1968 года он устанавливался на BMW e3 и e9, BMW 5-й серии (e12, e28 и e34), 6-й серии (e24) и 7-й серии (e23 и e32), а также на знаменитом BMW m1. Изначально он разрабатывался в поздние 60-е как увеличенная до 2.5л версия двигателя m10, с которым мотор делит ряд конструктивных особенностей (30 град. наклон блока,  головка блока с поперечным движением газов, цепной привод одного распредвала с рокерным приводом клапанов). Двигатель m30 получил свое прозвище "Большой Шестерки" (Big Six) после выпуска шестицилиндрового двигателя BMW m20 с ременным приводом в конце 70-х.

    Двигатель оказался очень удачным, как по конструкции, так и по живучести. Разумеется, отчасти живучесть двигателя обеспечивалась его большой мощностью. Ввиду того, что более мощные двигатели и нагружают меньше. Двигатель m30 дольше всех прочих двигателей BMW продержался на конвейере, начиная с седанов e3 и купе e9 в 1968г., и заканчивая e32 730i в 1994г.

    Неудачной была только модификация двигателя m30b35 с диаметром цилиндра 93.4 мм - он оказался слишком энергонагруженным. Но не путайте его с m30b34, который устанавливался практически на все 3.5 литровые машины.
    Также, m30 был вторым и последним двигателем до выпуска последних e90/92/93, на который серийно устанавливался турбонаддув - турбированные модификации m30 использовались только в моделях 745i в кузове e23. Двигатель обозначался как m102b32 и m106b34 в зависимости от объема 3.2 и 3.4 литра. Мощность у этих двигателей одинаковая - 252 л.с. Основное различие - объем двигателя, система зажигания и питания.
    Где устанавливался двигатель

    3-я серия:
    e30 - 333i - 3.2. литра, с системой впрыска Motronic. Поставлялась только в ОАЭ. Разрабатывался совместно с Alpina.
    5-я серия:
    e12 - 525 - 2.5 литра с карбюратором, 528 - 2.8 л. с карбюратором и инжектором, 535i - 3.5 литра, только с инжектором.
    e28 - модели 525i, 528i, а с 85 года 535i и m535i. Начиная с кузова e28, устанавливались только инжекторные модификации.
    e34 - 530i - 3 л., 535i - 3.4 л. Также только инжектор с системой впрыска Motronic и с датчиком положения коленвала расположенном на демпфере коленвала, а не на КПП.
    6-я серия:
    e24 - 628CS с карбюратором и впрыском (628CSi), 633CSi, 635CSi - только инжектор.
    7-я серия:
    e23 - 728 инжектор/карбюратор, 730 карбюратор, 732i/733i, 735i, 745i - на модель 745i устанавливалась турбированная версия мотора.
    e32 - 730i, 735i - 3.0 и 3.5 литра соответственно.
    Также вариации двигателя m30 устанавливались на BMW m5 (e28, e34), m635 (e24) - двигатель s38, и на различные Alpina, Hartge, в том числе и в кузове e30.
    Головки блока двигателя m30


    ГБЦ двигателя m30 - пожалуй, самые унифицированные из всех существующих.

    Кардинальные различия имеют лишь карбюраторные и инжекторные головки, причем различие настолько сильно, что взаимозаменять их невозможно в принципе.
    В остальном же головки блока полностью идентичны, вплоть до фаз газораспределения (распредвалы).

    Фазы ГРМ.   Впускные клапана   Выпускные клапана
    Открытие   Закрытие   Открытие   Закрытие
    B25/B28   14(6)   54(50)   54(50)   14(6)
    B30/B32   22(4)   58(52)   62(52)   18(4)
    B34/B35   14   54   54   14
    Углы даны в отсчете от ВМТ.
    Начало отсчета угла открытия при высоте подъема клапана 0,5мм.
    В скобках приведены данные для двигателей выпуска до 1978 года.
    В остальном, в конструировании ГБЦ нет никаких кардинальных отличий от других моторов BMW. Движение газов через двигатель - поперечное, камеры сгорания имеют трёхсферическую форму, V-образное расположение клапанов с верхним распредвалом.
    Диаметр тарелки клапанов:
    Впуск       Выпуск
    46/8           38/8

    Высота головки цилиндров двигателя m30: 129±0,1 мм. Уменьшение высоты головки цилиндров при шлифовании допускается на величину, не более чем: 0,5 мм (при этом, необходимо прошлифовать на такую же величину крышку распределительного механизма). Минимально допустимая высота головки цилиндров с 1980 модельного года: 128,6 мм.
    Поршневая система

    Поршни двигателя имеют свои отличительные метки:
    Маркировка на днище стандартных поршней: тип двигателя/степень сжатия (например 2,8/9,3); диаметр юбки поршня (например, 85,97); а также стрелка для ориентирования поршня в цилиндре при установке.
    Двигатель   Компенсационная высота поршня
    b25   KH 47,1
    b28   KH 42,5
    b30   KH 42,5
    b32   KH 42,5
    b34   KH 39,85
    b35   KH 32

    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.2) Покупка
    « Ответ #1 : 14 Декабря 2013, 12:13:10 »
  • 0
  • 0

  • 1. Покупка двигателя

    Существует два основных подхода к покупке мотора: непосредственно покупка мотора и остальных запчастей по отдельности или покупка автомобиля-донора целиком.
    Покупка двигателя отдельно

    Неплохим вариантом покупки мотора отдельно является покупка контрактного мотора или просто привозного мотора из Германии. Плюсом является гарантированно хорошее состояние мотора, который не ездил по России. Однако такой вариант достаточно дорог и с каждым годом все труднее осуществим.
    Мой опыт показал, что купить контрактый двигатель сейчас практически невозможно, либо очень трудно, покупка же просто привозного мотора дороговата, учитывая, что пробег мотора, да и его состояние неизвестны. Все что мы знаем о моторе - карта компрессии. Это не мало, но и не так уж много за столь существенные деньги.
    Помимо этого, покупая только мотор, возникает необходимость покупать отдельно другие запчасти и всякую мелочевку, о которой очень легко забыть.
    Покупка автомобиля-донора

    Покупая автомобиль-донор, мы решаем часть проблем. Двигатель часто еще установлен на машине, значит, мы, некоторым образом, можем проверить его состояние и то, как с ним обращались предыдущие владельцы. Нам нет необходимости покупать отдельно навесное, впрыск, ЭБУ двигателя, выхлоп и т.д. (что из этого мы будем использовать, смотри далее).
    Самым главным плюсом покупки автомобиля-донора является экономическая сторона. При удачном раскладе мы можем купить двигатель (а то и весь необходимый нам комплект) бесплатно или почти бесплатно. Если контрактный двигатель стоит 40-50т.р., то за эти же деньги (а то и меньше) можно купить донора e34 или e32. В зависимости от состояния донора, часть ненужных запчастей можно продать, тем самым компенсировав себе часть затрат.
    Есть и минус в покупке донора - очень часто автомобиль ездил по России и ездил много со всеми вытекающими, связанными с состоянием мотора. Очень часто, не смотря на свою денежную привлекательность, двигатели на таких донорах пребывают в плачевном состоянии.
    Далее мы несколько подробнее остановимся на выборе автомобиля-донора. Конечно, идеальным вариантом автомобиля-донора является e30 с уже установленным m30, однако, это крайне редко встречается и мы не будем на этом останавливаться, т.к. переделка в этом случае будет носить чисто номинальный характер и заключаться в перестановке всех необходимых частей из одного кузова в другой.
    Покупка более старых моделей

    Речь идет о e28 535i, e23 735i, e24 635CSi и втором поколении m30. Покупая катализаторную версию автомобиля, мы должны смириться с потерей 33 л.с. за счет снижения степени сжатия до 8:1. Этот недостаток не так легко компенсировать, понадобятся другие поршни. С другой стороны, если мы собираемся строить 335 турбо, это именно тот вариант, который нам нужен (также подойдет e23 745i с m102 или m106). В любом случае, лучшим вариантом является покупка безкатовой версии с 218 л.с. Данные автомобили можно купить достаточно дешево, их стоимость варьируется от 20 до 50 т.р., однако, они встречаются достаточно редко (особенно e24 и e28). Так как нам совершенно не важно состояние кузова, автомобиль-донор может быть действительно дешев.
    Наиболее распространенный и подходящий вариант к покупке будет e23 735i. В этом случае, уделите время изучению месяца/года выпуска автомобиля, чтобы не купить более редкий и дорогой в обслуживании двигатель первого поколения m30b35.
    В случае покупки такого донора, может отпасть необходимость в дополнительных затратах на радиатор (e28 535i), кулису (e23), редуктор, выхлоп. Крепления мотора также несколько проще, чем для более новых версий мотора. Однако необходимо устанавливать поддон картера и масляный насос от более новых моторов.
    Двигатель с этих автомобилей чаще всего имеет очень проблемный впрыск Motronic 1.0. Проблема заключается в наличии у этого впрыска 3-х датчиков положения коленвала (1 - спереди, диагностический, 2 - сзади на колоколе КПП, датчик начала отсчета и обортов). Эти датчики очень ненадежны (особенно при съеме/установке с КПП) и их работоспособность плохо диагностируется. Покупать эти датчики б/у практически бесполезно, новые - достаточно дороги.
    Покупка более новых моделей

    BMW e34 535i и e32 735i с 211 л.с. - отличные доноры для перестановки двигателя в e30, т.к. имеют необходимый поддон кратера и масляный насос. Двигатель в данном случае наиболее современный и, не смотря на 211 л.с., достаточно экономичный. К сожалению, данный вариант часто значительно дороже, но более распространен. Стоимость такого автомобиля может также начинаться от 20 т.р. и заканчиваться в районе 70 т.р. Тем не менее, стоимость запчастей на e32/34 несколько больше, поэтому, продавая ненужные запчасти, мы можем компенсировать себе немного больше вложений.
    В случае покупки такого донора, может отпасть необходимость в дополнительных затратах на переднюю и среднюю части выхлопа, на поддон картера и масляный насос, кардан. Крепления мотора несколько сложнее.
    Покупку именно этого двигателя я бы рекомендовал больше всего. Все-таки это наиболее современный и мощный двигатель, также элементарно его возраст будет меньше. Более старый двигатель можно постепенно усовершенствовать до уровня третьего поколения (заменить головку блока и впуск, установить Motronic 1.3, заменить масляный насос и поддон, установить натяжитель цепи масляного насоса и т.д.), но это тоже стоит денег.
    Такие двигатели имеют более совершенный впрыск Motronic 1.3 и избавлены от проблем с датчиками положения коленвала. На этом впрыске он всего один и устанавливается в передней части двигателя.
    При покупке внимательно осматривайте двигатель и моторный отсек на наличие "колхоза", меряйте компрессию, она должна быть ровная во всех цилиндрах и примерно около 10-11. Если автомобиль уже не на ходу и двигатель нельзя завести, скидывайте клапанную крышку, смотрите на выработку распредвала, качество масла, наличие эмульсии и т.д. Внимательно слушайте продавца в части состояния и обслуживания двигателя и соотносите с тем, что Вы наблюдаете на самом деле. В конечном итоге на принятие решения о покупке должно влиять только соотношение ожидаемых вложений и состояния двигателя. Очевидно, что если Вам нужен идеальный двигатель, то и стоимость проекта будет соответствующая, имея бюджет только одного двигателя в районе 100 т.р.
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.3) Положение
    « Ответ #2 : 14 Декабря 2013, 12:19:05 »
  • 0
  • 0

  • 3. Положение мотора

    Для простоты будем оперировать положениями мотора в соответствии с данными, представленными на www.e30.de и www.335i.de.
    Положение мотора I

    Автомобили, произведенные Alpina до 09.87г, являются ярким примером положения мотора I. В данном положении двигатель достаточно сильно смещен вперед в моторном отсеке. Из-за небольшого количества места, патрубок помпы отрезан и вентилятор не используется. Для обеспечения необходимого охлаждения используется электрический вентилятор, устанавливаемый перед радиатором. Это достаточно распространенная модификация даже с двигателем m20 и часто используется для поддержания температуры двигателя в необходимых пределах.
    В данном положении не требуется никаких модификаций моторного щита или пола пассажирского салона. Кроме того, между двигателем и моторным щитом есть зазор в несколько сантиметров. Тем не менее, для установки мотора в данном положении необходимо использование специального радиатора (Alpina). Радиатор должен помещаться внутри "телевизора", т.к. в моторном отсеке перед двигателем нет места.



    Дополнительным преимуществом данного положения является то, что сцепление можно менять, не снимая двигателя, т.к. к нему имеется доступ снизу.
    Это положение двигателя использовалось на всех автомобилях Alpina до 09.87г, поэтому можно использовать заводские алюминиевые крепления двигателя от этих автомобилей.
    Тем не менее, двигатель, установленный в этом положении, очень сильно влияет на характеристики управляемости, т.к. развесовка сильно смещается вперед. Также приобретение оригинальных запчастей Alpina (креплений мотора и радиатора) является крайне дорогостоящим занятием (радиатор стоит порядка 400+ евро). Более того, в данном положении двигатель сидит достаточно высоко и Alpina использовала специальный впуск, чтобы снизить высоту двигателя.



    Положение мотора II

    Легче и значительно лучше для управляемости автомобиля устанавливать двигатель сильнее сдвинутым назад. В этом случае излишний вес m30 по сравнению с m20 (около 60 кг) распределяется более равномерно. Это положение значительно улучшает развесовку и управляемость автомобиля.
    В этом положении также не требуется модификация моторного щита. Патрубок помпы все еще необходимо обрезать, но уже нет необходимости в использовании специального радиатора. Радиатор от e28 535i подходит "как родной" на e30 до рестайлинга, и требуется небольшая модификация для рестайлинговых e30.



    При необходимости замены сцепления, двигатель и коробку передач необходимо приподнимать и выдвигать вперед для доступа. Это не очень большой недостаток, т.к. данная операция проводится очень редко.
    Alpina использовала это положение мотора в своих автомобилях после 09.87г. Новые стальные крепления мотора Alpina удерживают двигатель в этом положении и поэтому являются подходящим выбором для 335i.



    Положение мотора III

    В этом положении двигатель еще больше сдвигается назад, ближе к положению, которое не влияет на управляемость автомобиля. В этом положении необходима доработка моторного щита в районе головки блока цилиндров. Тем не менее, данная доработка осуществляется сравнительно просто. Около 4-6 см пространства должно быть освобождено для обеспечения места для двигателя в данном положении.
       
    Сочетание данного положения мотора и радиатора от e28 535i позволяет устанавливать термомуфту и крыльчатку от дизельных моделей, что позволяет решить потенциальные проблемы с охлаждением или электрическим вентилятором.
    Hartge H35 является отличным примером двигателя, установленного в III положении. Hartge переместили аккумуляторную батарею и бачок омывателя в багажник. Они также заявили, что сохранили заводскую развесовку 325i.
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.4) Опоры двигателя
    « Ответ #3 : 14 Декабря 2013, 12:19:50 »
  • 0
  • 0

  • 4. Опоры двигателя

    Изготовление лап крепления двигателя является ключевым моментом постройки 335i. Правильность изготовления лап оказывает влияние, как на безопасность езды, так и на беспроблемность эксплуатации автомобиля в будущем. Также лапы двигателя влияют на получение одобрения НАМИ на установку данного двигателя в e30, если Вы хотите оформлять замену двигателя.
    Имейте в виду, что блоки цилиндров m30 второго и третьего поколения имеют разные места крепления штатных лап крепления двигателя. Таким образом, лапы, которые вы сделаете или купите для двигателей m30 от e23/24/28 не подойдут к двигателям m30 e32/34 и наоборот. Это также относится и к лапам Alpina.
    Изготовление собственных лап двигателя

    Кроме различных возможностей покупки готовых креплений двигателя, они конечно же могут быть сделаны самостоятельно. Для этого необходимо сделать пластину достаточной толщины, которая прикручивается на штатные места крепления к блоку. Далее делается ответная часть, которая крепится к опорам на балке (можно просто площадку). Двигатель вывешивается в требуемое положение (это самое сложное в изготовлении, если у вас нет специального оборудования) и простой сваркой в нескольких местах обе части лапы свариваются между собой (можно хоть прутом). Далее лапа откручивается и снимается и укрепляется до необходимой прочности, временные крепления, например пруты, можно удалить. После изготовления, лапы желательно покрасить, чтобы защитить ее от грязи, соли и т.п.
    С первого раза может не получиться, ничего страшного, во второй раз уже будете учитывать моменты, из-за которых не получилось. При вывешивании двигателя в требуемое положение учитывайте, что резиновые опоры под весом двигателя деформируются, и двигатель может сидеть чуть ниже, чем Вы примеряли.
    Изменение крепления двигателя на кузове

    Еще одним вариантом размещения двигателя является изменение мест крепления лап двигателя на самом кузове. Для этого перед штатной балкой e30 к лонжеронам привариваются дополнительные площадки, которые позволяют размещать двигатель на штатных лапах (например e34). Такую переделку я могу порекомендовать только если Вам не жалко кузов автомобиля. Уделите внимание прочности крепления.
    Лапы двигателя Alpina

    Как вариант, можно купить лапы двигателя от оригинальной Alpina B6. Однако в этом случае положение двигателя фиксировано и не может быть изменено. Более старые лапы двигателя Alpina отлиты из алюминия. Использование этих лап смещает двигатель сильно вперед в моторном отсеке (положение мотора I) и требует использования радиатора Alpina (или аналога). Эти лапы также достаточно легко ломаются в случае аварии и их необходимо сваривать или менять.
    Номера деталей Alpina: 11 81 108 (лев.), 11 81 107 (прав.)
    Более новые версии лап двигателя Alpina сделаны из высококачественной стали. Эти лапы гораздо лучше подходят для 335i, т.к. они более крепкие и смещают двигатель сильнее назад (положение мотора II).
    Номера деталей Alpina: 11 81 113 (лев.), 11 81 118 (прав.)
    Лапы двигателя 300mm.de

    Также можно купить готовые лапы для любого типа двигателя на 300mm.de (дочка e30.de). Однако не все из предлагаемых лап помогут Вам в общении с НАМИ.
    Пожалуй, это самый простой вариант. Выбираете имеющийся тип двигателя и желаемое положение мотора, заказываете необходимые опоры, и один из ключевых вопросов постройки 335i решен. Однако эти опоры не очень дешевы и на момент написания статьи стоили около 10 т.р..
    Резиновые опоры двигателя

    В качестве резиновых опор двигателя можно использовать штатные опоры e30 с двигателем m20 или штатные опоры от e34/32 (11 81 1 139 019). Если требуются более плоские опоры, чтобы установить двигатель чуть ниже, можно использовать опоры от дизельной Ford Fiesta. Также опоры от e36 могут быть адаптированы для использования в 335i. Для этого необходимо модифицировать металлическую лапу двигателя, чтобы она продлевалась в опору, что позволит снизить вибрации двигателя. Если необходимо установить двигатель чуть выше, можно использовать опоры от e12 525.
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.5) Масляные поддон и насос
    « Ответ #4 : 14 Декабря 2013, 12:20:49 »
  • 0
  • 0

  • Масляные поддон и насос

    Если донором двигателя является e32 или e34, то не требуется никаких модификаций поддона и масляного насоса, т.к. поддон от e32/34 идеально подходит для 335i.
    В случае использования двигателя от e23/24/28, необходима модификация поддона картера, т.к. штатный поддон не подходит для размещения m30 в e30. С этим поддоном двигатель будет сидеть слишком высоко, и капот просто не будет закрываться. Ниже двигатель установить нельзя, т.к. мешает рулевая рейка. Возможными решениями данной проблемы являются:
    Установка поддона от е32/34

    Как уже было сказано выше, поддон картера от e32/34 (номер детали 11 13 1 708 345) идеально подходит для размещения двигателя m30 в e30, поэтому можно просто заменить поддон двигателя на нужный. Однако установка поддона от e32/34 потребует также замены штатного масляного насоса на масляный насос от e32/34.
    Если быть более точным, то необходимо лишь заменить приемник масла (номер детали 11 41 1 289 145), т.к. в версии e32/34 он менее сдвинут назад и имеет правильную форму. Тем не менее, рекомендуется заменять масляный насос целиком. Также на двигателях от e32/34 на цепи масляного насоса установлен натяжитель (номер детали 11 41 1 705 055), что также является рекомендуемой, но не обязательной переделкой.
    Установка поддона Alpina

    Alpina использовала специальный поддон для своих B6 2.8 и 3.5 до 09.87г. Это означает, что данный поддон подходит только в положении мотора I. Также стоит заметить, что поддон картера Alpina на штатных креплениях двигателя Alpina сидит близко к рейке в продольной плоскости и очень близко к креплению шлагов ГУР к рейке в поперечной плоскости. Даже в положении мотора I могут возникнуть проблемы с размещением двигателя с таким поддоном, если у Вас установлена рулевая рейка от e36, т.к. она устанавливается в дальние (передние) отверстия на балке.
    Номера деталей Alpina: 11 13 115 или 11 13 119
    Этот поддон устанавливался на Alpina B6 до 09.87г, после 09.87 на Alpina B6 использовался поддон от e32/34.
    Установка поддона Hartge

    На автомобилях Hartge H35 также устанавливался специальный поддон картера. Этот поддон позволяет сильно сместить двигатель назад и при использовании радиатора от e28 позволяет устанавливать вентилятор с крыльчаткой. Емкость поддона увеличена до 6.5 л.
    К сожалению, достать этот поддон крайне сложно.
    Поддон без изменений

    Можно также оставить существующий поддон картера, однако, при этом двигатель придется ставить в экстремально-заднее положение, т.е. смещать за рулевую рейку
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.6) Система охлаждения
    « Ответ #5 : 14 Декабря 2013, 12:21:38 »
  • 0
  • 0

  • Выбор средств охлаждения зависит от положения мотора, в котором Вы собираетесь его устанавливать.
    Положение мотора I

    В этом положении идеально подходит только радиатор Alpina (или его аналог). Этот радиатор достаточно компактный и при этом достаточно толстый. Он полностью помещается в передней панели и поэтому является единственным радиатором, который не занимает места в моторном отсеке.
    Номер детали Alpina: 17 10 122 (стоит порядка 400+ евро).
    С этим радиатором существуют и определенные проблемы. Если радиатор поврежден или по каким-либо причинам перестает работать, сложно получить доступ к самому радиатору при установленном двигателе. Либо нужно снимать высоковольтные провода и крышку распределителя и крайне аккуратно вынимать радиатор, либо поднимать двигатель и трансмиссию. Вперед радиатор не вынимается из-за патрубка снизу.
    Другим вариантом является изготовление специального радиатора по размерам, что не очень дешево. В любом случае, в положении мотора I радиатор необходимо размещать внутри передней панели.
    Положение мотора II

    Лучшим радиатором для этого положения мотора является радиатор от e28 с m30 (номер детали, например, 17 11 1 712 447, существует несколько вариантов). Также возможна установка радиатора от e36 (от e30 с m40 для тропического климата). Подходит и радиатор от поздних e24 635CSi. Все также можно использовать радиатор Alpina и электрический вентилятор, однако, от этого не будет никаких плюсов.
    Для e30 до рестайлинга. Рекомендуется ставить радиатор от e28 с m30, т.к. крепления радиатора от e28 совпадают с креплениями на e30. По всем размерам радиатор e28 полностью заменяет таковой от e30. Между верхними и нижними креплениями радиатора 73 см, между левыми и правыми - 68.5 см. Пожалуй, это наиболее тонкий и самый большой по площади радиатор, который может быть установлен в e30 применительно к 335i. Глубина радиатора в центральной части составляет около 34 мм.
    Для рестайлинговых e30. Можно устанавливать радиатор от e36 (номер детали 17 11 1 728 907). Этот же радиатор ставился и на e30m40 и m42 в исполнении для тропического климата, поэтому 100% подходит. Нужно всего лишь заказать чуть меньший пластиковый кронштейн крепления радиатора на левый лонжерон (если у Вас установлен 17 11 1 709 332, то необходимо купить 17 11 1 712 347, на сегодняшний день он стоит около 100 р.). Новый этот радиатор несколько дешевле, нежели радиатор от e28. По толщине в районе центральной части эти радиаторы одинаковы, однако, площадь радиатора от e36 несколько меньше. Если же Вы захотите поставить радиатор от e28, Вам придется спиливать штатные кронштейны радиатора на лонжеронах и приваривать другие внизу передней панели под этот радиатор.
    Положение мотора III

    В этом положении радиатор от e28m30 и тонкая, но заводская BMW, крыльчатка будут идеальным выбором. Это сочетание позволит избежать потенциальных проблем с охлаждением и электровентиляторами.
    Номер детали для крыльчатки от e30 324td: 11 522 243 303, также понадобится специальная термомуфта.
    При использовании радиатора Alpina становится достаточно места для обычной крыльчатки с термомуфтой.
    Электрический вентилятор

    Если места для заводской крыльчатки с термомуфтой недостаточно, необходимо использовать электрический вентилятор. Радиаторы BMW почти всегда имеют два датчика температуры, эти датчики контролируют двухступенчатый электрический вентилятор. Также в коробке предохранителей уже присутствуют два предохранителя под это управление.
    Электрический вентилятор устанавливается перед радиатором внутри передней панели. Необходимо установить новые дефлекторы в передней панели, чтобы оптимизировать поток воздуха. В решетке радиатора необходимо проделать отверстия напротив радиатора для увеличения потока воздуха через радиатор. Эти меры способствуют тому, чтобы электрический вентилятор не работал постоянно и при возможных повышениях температуры в очень жаркое лето.
    Патрубок ОЖ на задней части ГБЦ

    В более старых версиях m30 есть входной патрубок охлаждающей жидкости в задней части головки блока цилиндров. В случае e23 он смотрит в сторону пассажира, во всех прочих моделях он смотрит в сторону водителя.
    Этот входной патрубок может быть закрыт штатной заглушкой от e32/34. Для правильного охлаждения новый патрубок необходимо установить в передней части головки блока. Благодаря переносу этого патрубка, можно сэкономить несколько сантиметров места за головкой блока цилиндров и таким образом сместить двигатель сильнее назад. К сожалению, это приведет к повышению температуры в головке блока, т.к. прямой вход охлаждающей жидкости в ГБЦ будет удален.
    Понадобятся следующие запчасти:
    Заглушка: 11 12 1 710 771
    Прокладка: 11 15 1 312 176
    3 x Винт: 07 11 9 913 477
    3 x Шайба: 07 11 9 332 099
    Передний патрубок ОЖ: 11 53 1 718 919
    Расположение компонентов системы охлаждения

    Следите за тем, чтобы расширительный бачок системы охлаждения находился выше, чем все остальные компоненты системы охлаждения. Иначе это может привести к образованию воздушных пробок.
    Также необходимо, чтобы верхняя точка термостата находилась выше на 1,5-2 см, чем верхняя точка радиатора.
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.7) КПП
    « Ответ #6 : 14 Декабря 2013, 12:22:08 »
  • 0
  • 0

  • Подходящая для нашего проекта КПП может быть взята от большого количества автомобилей BMW. 5-ая, 6-ая и 7-ая серии BMW все имели коробки передач, которые подойдут для 335i. Более старые версии:
    e28: 525i, 528i, 535i, m535i 
    e23: 728i, 728, 733i, 735i
    e24: 628, 630, 628CSi, 635CSi
    Более новые версии m30 также имели подходящие КПП. Однако если используется более новая коробка, она не может быть установлена на старый блок. Тем не менее, более старые коробки подходят к более новым двигателям. Донорами более новых КПП могут быть:
    e34: 530i, 535i
    e32: 730i, 735i 
    Также могут быть установлены спортивные коробки от следующих автомобилей:
    e28: m5
    e24: m635CSi
    e34: m5 3.6, m5 3.8
    e30: m3
    Alpina: B6 2.8, 3.5
    Все спортивные коробки обладают сближенными передаточными числами и прямой пятой передачей.
    Поперечина крепления КПП

    Для обычных КПП может использоваться штатная поперечина крепления КПП от e30.
    Для спортивных КПП необходимо специальное крепление. Для этих целей идеально подходит поперечина от m3 e30. Номера деталей:
    Поперечина m3: 23 71 2 225 261 (ок. 1000р. новая, поэтому рекомендуется именно этот вариант)
    Резиновые опоры: 2 х 23 71 2 225 624
    Болты с квадратной головкой: 4 х 23 71 1 130 250
    Также можно использовать поперечину Alpina до 09.87 (номер детали 23 10 110). После 09.87 Alpina использовала поперечину от m3 e30.
    Некоторые более старые коробки имели такое же крепление, как на спортивных коробках. В этом случае также рекомендуется использовать поперечину от m3 e30.
    Механизм переключения передач

    Положение мотора I. В этом положении Alpina использовала до 03.86г кронштейн механизма переключения передач от e23 (25 11 1 209 804), а после 03.86г и до 09.87г использовала кронштейн механизма переключения передач от e28 m5 и e24 m635CSi (25 10 1 220 571). В обоих случаях до 09.87 использовалась тяга переключения передач от e23 (25 11 1 220 541). Данные приведены для спортивной коробки Getrag 265.
    Положение мотора II. В этом положении для спортивной коробки Getrag 265 необходимо укорачивать кулису или использовать части от Alpina с 09.87г: кронштейн кулисы - 23 10 118, тяга кулисы - 23 10 120.
    Положение мотора III. В этом положении, в случае использования обычной КПП Getrag 260, нет необходимости укорачивать кулису, возможно использование штатной кулисы от е30 с m20. Однако эта информация требует уточнения. В любом случае, различные автомобили BMW имеют разные по длине тяги и кронштейны кулисы, попробуйте подобрать нужные. Даже e30 с m20 имеют несколько вариантов длин тяги и кронштейна (как минимум 3). В случае использования спортивной или более старой КПП (в обоих случаях Getrag 265), скорее всего не избежать укорачивания тяги и кронштейна переключения передач.
    Сцепление

    Стандартное сцепление MF240/K (коричневое) может быть использовано для 335i. При более экстремальном вождении можно устанавливать сцепление от спортивных версий или поставщиков спортивных запчастей. В принципе, подходит любое сцепление для 735i/535i. Обратите внимание только на маховик, установленный на вашем двигателе. Для двухмассового маховика (устанавливался на е32/34 с 03.88г) используется более простое и легкое сцепление.
    Стандартный комплект сцепления:
    Корзина сцепления: 21 21 1 225 576
    Диск сцепления: 21 21 1 223 120
    Выжимной подшипник: 21 51 2 226 729
    Вилка сцепления: 21 51 1 204 229
    В качестве рабочего цилиндра сцепления можно использовать штатный рабочий цилиндр от e30. На автомобилях Alpina B6 не используется какого-либо отличного рабочего цилиндра сцепления. Также замечу, что на e34 535i устанавливается другой рабочий цилиндр сцепления увеличенного диаметра 22.2 мм. Возможно, установка этого цилиндра снизит ход педали сцепления, но увеличит усилие на педали. Если есть желание, можете поэкспериментировать.
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.8) Редуктор
    « Ответ #7 : 14 Декабря 2013, 12:22:45 »
  • 0
  • 0

  • Из-за значительного увеличения момента, может потребоваться замена редуктора и полуосей. Необходимо использовать т.н. "толстые" редуктора, предназначенные для большего момента. Выбор передаточного числа редуктора зависит от КПП, которую Вы собираетесь устанавливать.
    Редуктор для обычных КПП

    При использовании обычных (не спортивных) 5-ти ступенчатых МКПП руководствуйтесь следующим.
    В случае установки редуктора с числом 3.73 335i будет иметь ограничение максимальной скорости по оборотам двигателя в районе 225 км/ч. Разгон автомобиля, оснащенного таким редуктором, будет очень впечатляющим, но в обмен на максимальную скорость. Первые две передачи будут очень быстро откручиваться, и ходовой передачей будет 3-я.
    При использовании еще более короткого редуктора, например 3.91 или 4.10, 335i будет разгоняться еще быстрее. Настолько короткие передачи плохо уживаются со сцепными свойствами обычных шин. Использование первой передачи для обычного вождения становится бесполезным.
    Редуктор с числом 3.64 является в некоторой степени компромиссом. В данном случае мы получим максимальную скорость в районе 235 км/ч, имея при этом очень значительное ускорение. В данном сочетании 335i должна разгоняться до 100 км/ч примерно за 6.5 с. Именно это сочетание используется на заводской 535i e34 с МКПП.
    Использование редуктора с числом 3.45 также является популярным выбором. Этот редуктор - прекрасный выбор для автомобиля, который предполагается эксплуатировать ежедневно, но все же с возможностью резких ускорений и комфортным перемещением по загородным шоссе. Данное сочетание использовалось на заводских e28 m535i и 535i с 86-го года.
    Редуктор с числом 3.25 пожалуй является лучшим выбором. В этом случае мы получаем максимум моментной езды от низших передачах. Первая передача в данном случае может полностью выдавать свой потенциал. Этот редуктор использовался на большинстве 535i и поэтому может быть легкодоступен. Также этот редуктор можно часто найти в варианте с 25% блокировкой, что крайне желательно.
    Еще более длинный редуктор с числом 3.07 использовался на e23 и некоторых e30. Редуктор вполне может быть использован в 335i, однако, он не покажет особо интересных результатов.
    Редуктор для спортивных КПП

    Т.к. все спортивные коробки обладают сближенными передаточными числами и прямой пятой передачей, необходим более длинный редуктор, чтобы обеспечить приемлемую максимальную скорость и адекватную езду на низших передачах. Редуктор с числом 2.93 можно найти достаточно легко и он очень хорошо подходят в этом случае. Alpina пошла еще дальше в своих B6 3.5 и устанавливала редуктор с числом 2.79. Этот редуктор делает достаточно длинную первую передачу, при этом передаточные числа остальных передач отлично подобраны. При этом вторая передача ограничивается примерно 120 км/ч. В городе можно передвигаться практически на холостых оборотах.
    Редуктора с числами 2.93 и 2.79 можно найти, например, на 325e.
    С блокировкой или без

    Из-за большого крутящего момента, которым обладает двигатель m30, редуктора с 25% блокировкой крайне желательны. Редуктор с блокировкой можно отличить по букве "S" на корпусе. Тем не менее, в некоторых старых редукторах с блокировкой, она уже работает не так, как того следовало ожидать. Колеса могут легко крутиться независимо друг от друга, когда одно из колес поддомкрачено.
    Редуктор с блокировкой обеспечивает повышенную тягу на плохом или неравномерном покрытии (песок, гравий, снег, лед) и позволяет быстрее разгоняться. Больше всего это влияние заметно при выходе из поворотов.
    Полуоси

    Если автомобиль, который используется для установки мотора, не был 318is/325i и т.п., то необходимо установить более мощные полуоси от 325i (33 21 1 226 900 - также ставились на 318is, 324td и все туринги). Если автомобиль был с ABS и вы планируете его оставить, необходимо установить более мощные полуоси от 325i с ABS (33 21 1 226 901 -ставились на 318is, 320is, 324td, m3 и все туринги с ABS).
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.9) Карданный вал
    « Ответ #8 : 14 Декабря 2013, 12:23:24 »
  • 0
  • 0

  • Вопрос с карданным валом является достаточно сложным. Общий порядок действий заключается в следующем.
    В качестве основы нам необходим карданный вал под большую муфту. Такими валами являются карданные валы от e30 325e после 04.86г или карданный вал от е30 m3 или 320is. Далее этот карданный вал подгоняется под необходимую длину (укорачивается) и балансируется. В Москве существуют конторы, которые занимаются такими работами. К сожалению, я не могу оценить стоимость этих работ, потому что сам этого не делал.
    Другим вариантом является подбор передней части карданного вала по необходимой длине от различных e30, поскольку вариантов вполне достаточно. Т.к. обычные карданные валы на e30 устанавливались с маленькой муфтой, необходимо будет заменить выходной фланец на МКПП (можно поставить от МКПП e30 325i) под маленькую муфту. Однако такая переделка не рекомендуется в связи с высокой мощностью мотора, поскольку даже на обычном m20 муфта часто выходит из строя.
    Ключевой частью карданного вала в подборе длины является передняя часть. Осмелюсь утверждать, что задняя часть у всех карданов e30 одинаковая. Связано это с тем, что, во-первых, крепление к редуктору у всех карданов одинаковое, во-вторых, шлицевой разъем у всех карданов одинаковый (в том числе и у карданов e34 535i), в-третьих, передняя часть жестко фиксируется к кузову в районе подвесного подшипника, соответственно расстояние от места крепления к кузову до редуктора у всех e30 одинаковое, а вот расстояние от подвесного подшипника до муфты на КПП может быть разным в зависимости от положения двигателя и используемой КПП.
    Тем не менее, из процедур, описанных выше, есть исключения. С двигателями в определенных положениях и с определенными МКПП некоторые карданные валы подходят без изменений. Звучит несколько загадочно, но это так. Далее я попытаюсь перечислить такие ситуации:
    Карданный вал от e30 325e после 04.86г, МКПП от ранних e28, e32 и e34 (Getrag 260/6), положение мотора II или III;
    Передняя часть карданного вала от e34 535i МКПП, МКПП от e34, положение мотора II или III;
    Надеюсь пополнить этот список в будущем.
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.10) Масляный радиатор
    « Ответ #9 : 14 Декабря 2013, 12:24:07 »
  • 0
  • 0

  • Масляный радиатор от m30 не подходит в моторный отсек e30, т.к. он слишком большой. Поэтому масляный радиатор, если он необходим, можно поставить от 325i или m3. Сами радиаторы одинаковые, но трубопровод и подвод масла у них с разных сторон. Трубопровод от m3 находится с нужной стороны. Если двигатель устанавливается в I или II положении, гибкие трубки от m3 хорошо подходят. В 3-м положении мотора могут возникнуть проблемы с длиной трубопровода и понадобятся более длинный трубопровод.
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.11) Подкапотное пространсвто
    « Ответ #10 : 14 Декабря 2013, 12:25:46 »
  • 0
  • 0

  • Несколько слов о компоновке подкапотного пространства.
    Бачок омывателя

    Т.к. корпус воздушного фильтра почти на всех m30 устанавливается на правом брызговике, необходимо перенести оттуда бачок омывателя. Достаточно элегантным решением является использование штатного бачка омывателя от e30 324td (61 66 1 385 280, около 600р. новый), он устанавливается на штатное место АКБ под капотом.
    Также возможно использование бачка омывателя от e30 325ix (61 66 1 375 570, около 2500р. новый), но этот бачок значительно дороже. Принцип установки такой же, как и для дизельного.
    Hartge в своей H35 перенесли бачок омывателя в багажник. Это также можно осуществить, но могут возникнуть проблемы с подачей жидкости в холодное время года.

    Расширительный бачок ОЖ

    На дорестайлинговых e30 расширительный бачок ОЖ находится с правой стороны моторного отсека. Т.к. там будет находиться корпус воздушного фильтра m30, бачок необходимо перенести, а кронштейн спилить. Бачок необходимо перенести на сторону водителя, для чего можно использовать штатное решение расширительного бачка для рестайлинговых e30 с m20 (номер детали бачка 17 11 1 712 641). Также данное решение неплохо смотрится.
    Еще одним вариантом, как уже упоминалось выше, может быть использование радиатора со встроенным расширительным бачком ОЖ от e36.
    Также одним из вариантов является установка расширительного бачка от e32/34. Выглядит он неплохо, однако придется использовать специальные патрубки системы охлаждения. Также он создает препятствия для некоторых распорок передних стоек (крайне желательный аксессуар для "некабриолетов" e30).
    Перенос АКБ в багажник

    Перенос АКБ в багажник на кабриолете, туринге или 316i-320i очень прост. Все необходимые запчасти можно взять от 325i, 325ix, 325e или купить новые. Для установки необходимо сделать отверстие в моторном щите и разместить плюсовую клемму под капотом. Кабель будет немного коротким для кабриолета, но это можно осуществить.
    Будьте внимательны, необходимо обеспечить гарантированную защиту от контакта плюсового провода на кузов, что может вызвать короткое замыкание. Крайне рекомендуется использование штатной проводки от 325i и прочих.
    На кабриолетах не рекомендуется убирать штатный демпфер крутильных колебаний для установки на его место АКБ.
    Корпус воздушного фильтра

    Корпус воздушного фильтра от e32/34 хорошо подходит для 335i и, при этом, очень хорошо смотрится. Также данный корпус обладает увеличенным объемом и улучшенным потоком воздуха по сравнению с металлическими корпусами воздушного фильтра более старых версий m30. Покупать корпус новым не стоит, он относительно дорог (порядка 7000р.). Также возможна установка фильтра нулевого сопротивления.
    Короба для проводки

    Также для улучшения эстетичности моторного отсека можно использовать штатный короб моторной проводки от e30 с m40, если вы не собираетесь крепить расширительный бачок на моторный щит.
    Неплохо подходит и короб проводки e34 с m50.
    Заглушки

    Если уж совсем эстетствовать, то можно установить пластиковые крышки на расходомер и дроссельную заслонку. С ними моторный отсек выглядит немного современней:
    крышка на дроссельную заслонку: 13 54 1 726 433
    заглушка на крышку дроссельной заслонки: 13 54 1 726 434
    крышка расходомера: 13 62 1 711 292
    Установка распорки передних чашек

    Для 2-х и 4-х дверных седанов и турингов крайне рекомендуется установка распорки передних чашек, т.к. на этих кузовах не имеется их усиления. Даже e30 с двигателями m20 страдают болезнью отрицательного развала из-за деформации кузова под тяжестью двигателя, m30 же еще тяжелее. На кабриолетах также рекомендуется устанавливать распорку.
    В принципе, распорка практически ничему не мешает, поэтому можно устанавливать любую распорку, подходящую к e30.
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.12) Выхлоп
    « Ответ #11 : 14 Декабря 2013, 12:26:29 »
  • 0
  • 0

  • Как уже говорилось ранее, изготовление выхлопа является одним из ключевых моментов проекта 335i. В основном, это ручная работа с использованием некоторых штатных частей. Благо сервисов глушителей в Москве достаточно и стоимость работ вполне вменяема. Итак, есть следующие варианты.
    Использование частей выхлопа донора

    Штатная система выпуска на моторах m30 может быть модифицирована для установки в 335i. Это достаточно тихий выхлоп, что может быть некоторым актуально, например, владельцам кабриолетов :).
    Лучше всего подходят части выхлопа от e28. Также очень распространено использование катализатора и средней части выхлопа от e32/34, включая m5 и 525i с m50. Задняя часть выхлопа также хорошо подходит на e30 от e23, но выглядит она не очень эстетично. Часто применяют заднюю банку от 328i e36 или 328i и 330i e46, которые можно найти б/у в отличном состоянии в районе 3-4 т.р..
    Очевидно, что полностью выхлоп от Alpina B6 3.5 и 2.8 подойдет идеально для 335i, но найти эти запчасти в России крайне тяжело, а новые они стоят более 60 т.р.
    Использование выхлопа m3 e30

    Если имеется возможность приобрести выхлоп от m3 e30, это очень удачный вариант и хорошо подходит для 335i с небольшими переделками. Даже новый безкатализаторный выхлоп от m3 e30 стоит порядка 40 т.р..
    Задняя и средняя часть выхлопа m3 e30 идеально подходят, необходима только модификация приемных труб в районе пола под передним пассажиром.
    Изготовление полностью нового выхлопа

    Также возможно изготовление полностью нового выхлопа на основе универсальных компонентов или спортивного выхлопа. При постройке рекомендуется руководствоваться диаметром труб 2х50мм. Стоимость в сравнении с другими вариантами сильно зависит от используемых компонентов и стоимости работы. Рекомендую прицениться, прежде чем принять окончательное решение о варианте исполнения выхлопа.
    Использование выхлопа от 325i

    Использование выхлопа от e30 325i крайне не рекомендуется. Не смотря на то, что двигатель будет нормально работать и отлично ехать, могут возникнуть проблемы в районе высоких оборотов. Косвенно это подтверждается тем, что выхлоп 325i строится на основе труб 2х42-45мм, в то время как штатный выхлоп практически всех m30b34 строится на основе труб 2х47-50мм.
    Доказательством потери мощности на высоких оборотах двигателя с выхлопом от 325i может быть только испытания на динамометрическом стенде. К сожалению, я не обладаю данной информацией, но не рекомендую также "рисковать" с установкой этого выхлопа.
    Также не могу рекомендовать этот выхлоп, если Вы устанавливаете двигатель m30 с мощностью отличной от штатной (более 220 л.с.) или планируете такую доработку в дальнейшем.
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.13) Электрика
    « Ответ #12 : 14 Декабря 2013, 12:27:00 »
  • 0
  • 0

  • уществует несколько вариантов подключения электропроводки под новый двигатель. Возможно применение проводки от рестайлинговых e30 320i/325i, т.к. проводка также рассчитана под 6 цилиндров и впрыск Motronic 1.3. Возможно также подключение проводки донора, в этом случае необходимо менять разъем, длины проводов может не хватить, т.к. ЭБУ двигателя в e32/34 устанавливается под капотом, а у e30 в салоне над бардачком.
    Мы не будем затрагивать подсоединение проводки для 335i с автоматической трансмиссией, т.к. сам по себе этот проект не очень рационален и подключение проводки крайне сложно.
    Использование проводки от 320i/325i

    Пожалуй, это самый идеальный вариант, если вы планируете устанавливать m30 с системой впрыска Motronic 1.3. Этот вариант обладает следующими преимуществами:
    Нет необходимости изменять круглый разъем подсоединения моторной проводки;
    Длина кабеля до ЭБУ двигателя достаточна;
    Реле DME и прочие отлично размещаются в штатных местах.
    Единственная модификация, которая требуется - удлинение проводки в передней части двигателя, т.к. двигатель m30 длиннее m20.
    Если устанавливается двигатель m30 с системой впрыска Motronic 1.0 или 1.1, тогда можно использовать соответствующую моторную проводку от двигателя m20 с аналогичным впрыском (325e, 325i первых годов).
    Установка m30 с впрыском Jetronic или карбюратором не рекомендуется. Даже если Вам достался такой двигатель, рекомендуется переделать систему впрыска на Motronic 1.3.
    Использование проводки от донора

    Во всех остальных случаях придется использовать моторную проводку от донора. Для этого необходимо немного модифицировать круглый разъем подсоединения моторной проводки. Также возможно понадобится удлинение проводки, связанное с различным расположением АКБ и ЭБУ двигателя в e30 и автомобиле-доноре.
    Для модификации круглого разъема можно купить отдельно каждый маленький разъем, отрезать существующий круглый разъем на проводке двигателя и сделать его заново. Для этого достаточно иметь только пассатижи. Перед окончательной сборкой разъема обязательно проверьте, чтобы все работало правильно.
    Информацию о подключении пинов в разъеме можно найти, исходя из схем электропроводки имеющегося автомобиля e30 и автомобиля донора.
    Использование системы управления с EML

    Использование системы управления двигателем с "электронной педалью газа" EML крайне не рекомендуется, т.к. это очень сильно усложняет перестройку данной системы в e30, а также не дает никаких преимуществ. Кроме того, система EML на автомобилях e32/34 очень часто выходит из строя из-за старости. Обычная система управления гораздо надежней и проще.
    Совместимость моторного штекера (круглый разъем)

    Практически для всех e30 всех годов выпуска круглые разъемы моторного штекера совместимы в обе стороны. Т.е. возможна установка, например, моторной проводки от Motronic 1.0 на автомобиль, на котором был установлен двигатель с Motronic 1.3 и наоборот.
    Однако могут потребоваться незначительные изменения. Например, на более поздних e30 сигнал с ЭБУ Motronic на приборную панель о расходе топлива и скорости вращения двигателя поступает через моторный штекер, тогда как на более ранних он идет напрямую через салонную проводку. В любом случае, даже без доработок, двигатель должен заводиться.
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Установка М30 в Е30 (ч.14) Процесс установки
    « Ответ #13 : 14 Декабря 2013, 12:27:53 »
  • 0
  • 0

  • Подготовка к установке

    Перед установкой двигателя на автомобиль, по возможности, убедитесь, что все изношенные части, требующие замены, заменены, т.к. обслуживать двигатель будет значительно сложнее, когда он будет установлен на машине.
    Перед вскрытием каких-либо частей двигателя, обязательно постарайтесь максимально очистить внешнюю поверхность двигателя и предотвратить попадание грязи внутрь двигателя.
    Проверьте состояние и при необходимости замените:
    сальники коленвала, распредвала (не рекомендуется менять просто так);
    прокладки клапанной крышки и особенно поддона картера (рекомендуется заменить вне зависимости от состояния, т.к. заменить ее впоследствии будет крайне сложно);
    прокладки передних крышек ГРМ;
    башмак натяжителя и планку успокоителя цепи ГРМ;
    цепь ГРМ и звездочки ГРМ на распредвале и коленвале;
    бегунок и крышку распределителя зажигания;
    помпу и болты помпы;
    болты крышки термостата;
    термостат (рекомендуется заменять в любом случае, т.к. проверить состояние достаточно сложно, а новый стоит дешево);
    датчики положения коленвала на коробке (с впрыском Motronic 1.0), если они не рабочие, двигатель не заведется (можно прозвонить 1 и 2 пин на наличие сопротивления в районе 950 Ом).
    Если будет устанавливаться двигатель первого или второго поколения, необходимо заменить масляный насос (можно только приемник) и поддон картера на аналогичные от е32/34. Также можно установить успокоитель цепи масляного насоса от е32/е34.
    Важные моменты при установке

    Если вы устанавливаете двигатель во II или III положении, достаточно проблематично, а скорее даже невозможно, будет установить двигатель отдельно и уже на установленном двигателе прикручивать коробку. Поскольку двигатель сдвинут сильно назад, для прикручивания КПП просто не будет места. Поэтому водворять двигатель в моторный отсек необходимо в сборе вместе с коробкой.
    Если на двигатель предполагается установка равнодлинного выпускного коллектора, обязательно установите его до начала установки двигателя в e30. Даже на снятом двигателе часто неудобно прикручивать такой коллектор.
    Наиболее удобная последовательность монтажа двигателя на опоры следующая:
    устанавливается и прикручивается левая резиновая опора двигателя на балку,
    правая резиновая опора наживляется на правую лапу двигателя,
    двигатель опускается на левую опору и она наживляется,
    опускается дальше, чтобы попасть правой опорой и выровнять ее по балке.
    Проверьте состояние и правильность подбора маховика. На двигателях с системой впрыска Motronic 1.0 неправильный маховик или маховик с отсутствующей точкой отсчета просто не позволит завести двигатель.
    Последовательность установки

    Двигатель с установленной КПП и лапами поднимается и размещается в моторном отсеке;
    Наживляются все крепления двигателя и КПП;
    Проверяются все зазоры и правильность установки двигателя (желательно с радиатором);
    Присоединяется кулиса и датчик заднего хода;
    Устанавливается карданный вал (редуктор и полуоси, при необходимости);
    Двигатель дособирается (при необходимости);
    Подключается электрика (необходимо запустить двигатель хотя бы на полминуты, чтобы убедиться, что все верно собрано);
    Устанавливается и заполняется система охлаждения;
    Устанавливается выхлоп.
    Обратите внимание, что двигатель желательно запустить до залива в него ОЖ. В случае, если что-то было сделано неправильно, придется все сливать. Ничего страшного от нескольких секунд работы двигателя без ОЖ не случится.
    Записан

    The_Glory

    • Администрация
    • *
    • Рейтинг +617/-0
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 4059
    • Місто (Home): Киев, Вишневое
    • Влюбился в BMW с первого взгляда!
      • BMW 316 M20B25 седан интересного цвета, BBS bodystyle
      • BMW 316 M20B25 седан интересного цвета, BBS bodystyle
    Re: Установка М30 в Е30 (ч.1) О моторе
    « Ответ #14 : 14 Декабря 2013, 13:22:56 »
  • 0
  • 0

  • Боря, статья супер. Но я ее собрал в одну тему, что-бы со временем, отдельные ее части не потерялись на форуме. Да и читать подряд удобнее ИМХО. Ну и перенес в раздел по свапам.

    zeny

    • Администрация
    • *
    • Рейтинг +146/-69
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 2623
    • Місто (Home): Киев, Голосеево
    • 063 490 90 19
      • e30 323 m20b20 ==> m20b25(закончился) ==> m20b25(новая жизнь)
    Re: Установка М30 в Е30 (ч.1) О моторе
    « Ответ #15 : 14 Декабря 2013, 13:43:08 »
  • 0
  • 0

  • да) статья довольно полезна))

    тоже думал объединить в одну, но пока думал, Слава уже все сделал))
    Записан

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Re: Установка М30 в Е30 (ч.1) О моторе
    « Ответ #16 : 15 Декабря 2013, 01:09:11 »
  • 0
  • 0

  • Да не вопрос. Просто \ как нашел по разделам так и скинул.... Та и думал если читать то отдельно удобнее... Ну типо кому шо надо тот туда и смотрит) Если конечно таковы есть, с 30ым мотором
    Записан

    The_Glory

    • Администрация
    • *
    • Рейтинг +617/-0
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 4059
    • Місто (Home): Киев, Вишневое
    • Влюбился в BMW с первого взгляда!
      • BMW 316 M20B25 седан интересного цвета, BBS bodystyle
      • BMW 316 M20B25 седан интересного цвета, BBS bodystyle
    Re: Установка М30 в Е30 (ч.1) О моторе
    « Ответ #17 : 15 Декабря 2013, 10:00:32 »
  • 0
  • 0

  • это пока все части лежат рядом, то еще норм, а когда они перемешаются с кучей других тем, то искать каждую отдельно и выстроить в хронологической последовательности будет весьма геморно.

    Boris_Britva

    • *****
    • Рейтинг +57/-22
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 571
    • I ĐON'T LIKĒ YOŪR RĀP
    Re: Установка М30 в Е30 (ч.1) О моторе
    « Ответ #18 : 15 Декабря 2013, 12:49:48 »
  • 0
  • 0

  • это пока все части лежат рядом
    все, понял))))
    Записан

    biocargo

    • ****
    • Рейтинг +60/-6
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 411
    • Місто (Home): Киев
      • 335i
    Re: Установка М30 в Е30 (ч.1) О моторе
    « Ответ #19 : 19 Января 2014, 21:50:58 »
  • 0
  • 0

  • а кто-нить знает, блоки от е34/32 б30 и б35 отличаются чем-то кроме диаметра цилиндра?
    Записан

    biocargo

    • ****
    • Рейтинг +60/-6
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 411
    • Місто (Home): Киев
      • 335i
    Re: Установка М30 в Е30 (ч.1) О моторе
    « Ответ #20 : 27 Марта 2014, 22:51:00 »
  • 0
  • 0

  • Спасибо Боре, за то что скопипастил сюда инфу.
    335i.ru по ходу лег
    Записан

    biocargo

    • ****
    • Рейтинг +60/-6
    • Оффлайн Оффлайн
    • Сообщений: 411
    • Місто (Home): Киев
      • 335i
    Re: Установка М30 в Е30 (ч.1) О моторе
    « Ответ #21 : 17 Октября 2014, 18:12:02 »
  • 2
  • 0

  • Решил я тут написать пару слов для тех, кто почему-то все-таки решил ставить m30 в e30.
    Мотор я хотел сразу привести в порядок, чтоб не ставить кота в мешке. Информация ниже может пригодиться только таким же больным ребятам, как я.
    Перед тем как влезать в постройку 335, я почти на память выучил 335i.ru. Но уже несколько раз сталкивался с нюансами, которые не описаны на том сайте, да и вообще в рунете.

    Небольшое вступление:
    M30b30 = свои поршня + свой коленвал
    M30b32 = поршня от b30 + коленвал от b32/b34
    M30b34 = свои поршня + коленвал от b32/b34

    Начнем с самого блока двигателя.
    Виды блоков двигателя. В этом вопросе много путаницы. Попробую подвести итог из того, что я узнал:
    На е12/23/24/28 кузовах был свой блок (старый), на е32/34 был другой блок (новый). Помимо отличий в креплениях под лапы (об этом знают все), есть еще разница в системе натяжения цепи маслонасоса и в посадочном месте под масляный стакан.
    Помимо этого, старые блоки (по новым я этот вопрос не изучал) делятся еще на 2 вида: b25-b30 и b30-b35. Разница в этих блоках в следующем: в блоках под большие объемы в картере по бокам  есть отливы под крышки шатунов. Таким образом, b34 можно собрать только на базе блоков, в которых эти отливы есть. В малых блоках коленвал от b32/b34 просто не сможет вращаться, так как будет упираться в блок шатунными крышками.
    До 86-го года все блоки были сделаны из более качественного/толстого (читайте как хотите) чугуна. Поэтому протачивать цилиндры b30 и b32 в b34 предпочтительнее из них.

    Масляный стакан:
    Было 4 вида масляных стаканов (+ подвиды с выходами под масляный радиатор, их считать не будем).
    Первые 3 стакана ставились только в старые блоки. Они все «смотрят» вниз. На блоках e32/34 ставились только стаканы, которые «смотрят» вверх. Стаканы не взаимозаменяемы. Вернее, вместо старого стакана поставить новый можно, но нужно делать проставку под стакан, и глушить одно отверстие в блоке. Меняются ли хоть как-то стаканы с нового на старый -  я не знаю. Глубже я не вникал, так как смысла в такой замене не вижу. Все стаканы «смотрящие» вверх страдают недержанием масла в них, когда мотор не работает. Клапан в них не разборной и отдельно купить его нельзя.

    Масляный насос:
    Всем известно, что на старых блоках был свой маслонасос, на новых – свой. Но, почему-то никто нигде не пишет, что у маслонасосов этих разные звездочки (на старых насосах звезды больше), разные цепи (на старых цепь на 46 звеньев, на новых на 44) и разные механизмы натяжения (на новых блоках есть шпилька для установки натяжителя). Если мы ставим мотор в e30, то нам нужен только маслонасос от нового блока (и поддон оттуда же). Старый «набор» можно использовать на новом блоке, а новый «набор» на старом блоке – нет. Потому, что на старых блоках некуда лепить натяжитель, а без него цепь не натянется вообще. На старых блоках цепь натягивалась так: в места прилегания насоса к блоку подкладывались тонкие (0,1 мм) проставки.

    Очень-очень многие 30-е моторы страдали от перегревов или масляного голодания. Поэтому на поршнях и стенках цилиндров часто можно увидеть задиры. А это значит, по нормальному, покупка новых поршней и расточка цилиндров в рем. размер. На момент написания этого текста, неоригинальные поршня для 30-х моторов можно купить только нулевого размера для b34. Все.
    А это значит, что идеально-бюджетный вариант, это расточка b30/b32 в нулевой размер b34. А точить лучше старые блоки. От так.
    « Последнее редактирование: 05 Августа 2020, 09:27:11 от biocargo »
    Записан