5. Бортовой компьютерИ вот, собственно, мы дошли и до настоящего бортового компьютера! Он же "БК на 13 кнопок", он же "полный БК", он же "BCII", он же "13-Button OBC".
Бортовой компьютер, судя по ЕТК, был доступен опционально, (а для некоторых рынков и топовых моделей шел в базовой комплектации), на все машины с 6-цилиндровыми моторами, а так же с М42 и S14. Но встречается информация и о том, что он ставился и на 4-цилиндровые моторы. Так что тут не очень ясно, но вроде как никаких препятствий (кроме кодера) для его установки нет.
В комплект входит блок БК (на 13 кнопок) с кодером для определенного мотора, проводка, гонг с крепежной рамкой, датчик температуры, проводка датчика температуры, подрулевой переключатель поворотов с кнопкой управления БК, реле, второй жгут проводки (подкапотной), звуковой сигнал и его крепеж.
Так же нужен другой подрулевой кожух, с местом для установки гонга (но можно использовать и свой, вырезав в нем отверстие по шаблону из оригинальной инструкции по установке).
Бортовой компьютер -
Каталог запчастей BMWТакой же БК устанавливался и на Е23, Е24, Е28, но с некоторыми отличиями по крепежу и проводке.
Инструкция по установке бортового компьютера:
https://ru.files.fm/down.php?i=9h2ckfc5Функции БК:- время и дата
- средняя скорость
- напоминание об ограничении скорости
- средний расход топлива
- расстояние, которое можно проехать на остатке топлива
- таймер
- наружная температура воздуха
- код иммобилайзера
- сброс для значений средней скорости, среднего расхода и секундомера
- остаток топлива в баке
- управление таймером парковочного обогревателя (Webasto)
Оригинальная инструкция по эксплуатации БК:Немецкий:
Оригинальная инструкция по эксплуатации БК:Английский:
Оригинальная инструкция по эксплуатации БК:Русский (перевел как смог):
При одновременном нажатии на кнопки 1000 и 1 отображается остаток топлива в баке.
Здесь описан процесс калибровки БК для более точных показаний остатка топлива в баке:
https://www.e30.de/fotostory/f00541/f00541.htmПроизводить его не обязательно, но если показания БК далеки от реальных, то нужно это сделать. Показания могут быть не верными из-за установки кодера, не соответствующего мотору.
В этих инструкциях по установке и эксплуатации все очень подробно расписано, поэтому напишу только вкратце об основных моментах.
Надписи на блоке БК были на разных языках для соответствующих рынков - немецкий, английский, французкий, итальянский, испанский.
Немецкий:
Английский (США):
Английский (на праворульной машине):
А это или испанский или итальянский или французкий ;)
Единицы измерений тоже можно установить, соответственно стране. БК показывает время, дату, температуру, среднюю скорость, средний расход топлива, остаток топлива в баке, расстояние которое можно проехать на этом остатке, так же имеет функцию таймера, предупреждения о превышении установленной скорости и кода иммобилайзера.
Для работы функции кода иммобилайзера обязательно нужен второй жгут проводки (подкапотный), реле и звуковой сигнал с крепежем. Остальные функции могут работать и без этих деталей. Реле (большая черная коробка) устанавливается под торпедой слева под лобовым стеклом. Звуковой сигнал устанавливается с помощью его крепежного щитка под капотом на левом стакане. Подкапотная проводка БК протягивается над педалями через большую уплотнительную резинку в моторном щите. Если ставить БК без этой проводки иммобилайзера, то остаются незадействованными три белых разъема на основной проводке - один на соединение с подкапотной проводкой БК и два, которые включаются в разрыв питания мозгов. Если подключить эти два разъема без подкапотной проводки БК, то машина не будет заводиться.
Подрулевой переключатель тоже не является обязательной необходимостью, - БК будет работать и без него, так как он нужен исключительно для удобства пользования во время езды. Нажатие на его кнопку дублирует нажатия на все кнопки БК по очереди, т.е. переключает показания всех функций "по кругу". Отличие переключателя от стокового в одном проводе, который замыкается при нажатии торцевой кнопки на массу. Установка и крепеж аналогичен стоковому переключателю.
Блок БК устанавливается вместо обычных часов, но часы нужно снять вместе с их крепежной рамкой, так как БК ставится без нее. Для этого лучше сразу снять среднюю панель торпеды. Перед установкой обязательно проверьте работает ли подсветка, так как для замены лампочки придется снова снимать блок БК. Кроме этого лампочка подсветки экрана там меняется вместе с платой, но цена этой платы вас совсем не обрадует. Поэтому покупаете две обычные без цокольные лампочки для приборки и впаиваете их в плату вместо сгоревших. Плата находится в белом корпусе, который нужно с помощью щипцов осторожно вытащить из торца блока БК. Вот так он выглядит:
Видео по замене платы подсветки БК:
https://www.youtube.com/watch?v=YMylZMgWlP0Полный комплект БК:
Блок БК (немецкий):
Здесь видно куда вставляется белый корпус ламп подсветки экрана - с боку от экрана:
С тыльной стороны ставится кодер - белая вставка с номером и типом кодера:
Кодер:
По номеру и типу по этой таблице для 3-й серии BMW или по ЕТК можно определить принадлежность кодера к определенному мотору и КПП:
Такая же таблица кодеров БК для 7-й серии BMW:
Рядом с кодером находится переключатель таймера парковочного обогревателя (Webasto):
Судя по инфе в инете, БК умеет управлять обогревателем. На забугорных форумах нашел картинки из какого-то мануала, судя по всему к отопителю. На картинке написано, что это переключатель времени обогрева в минутах (30/60), и что это опция для Швейцарии. По умолчанию должно быть установлено в положение "30". Что такое "30CH" и "60CH", пока не выяснил, так как вебасто пока еще не ставил ;)
Перевод:
Переключатель для Швейцарии вспомогательного отопления 30/60 минут
Показано состояние поставки
Перевод:
Изменение
30/60 мин.
Исполнение Швейцария
Точка включения:
60 мин - отопление
Точка включена
Исполнение «не Швейцария»
Как именно БК управляет тоже не выяснил, видимо это описано в мануале вебасто, но делает он это через желтый провод , который в ЕТМ на схеме БК обозначен, как "not used" (пин 14).
Это видно на схеме в
этой теме (на втором листе в правой части). Желтый провод идет от БК(62) через разъемы (59 и 68) к реле(58) отопителя(76), т,е скорее всего БК используется просто как таймер для включения. На той же схеме такой же желтый провод идет параллельно и от электронных часов(85), о которых я упоминал выше в этой теме.
Звуковой сигнал, его крепежный кронштейн и реле иммобилайзера:
Второй жгут проводк (подкапотной) для иммобилайзера:
Основная проводка БК:
Подрулевой переключатель поворотов с торцевой кнопкой управления БК и звуковой сигнал иммобилайзера:
Реле иммобилайзера, гонг, его крепежная рамка и датчик температуры:
На этом фото видно воздуховод для датчика температуры после мая 1989 года:
Датчики температуры, гонги и подрулевые кожухи такие же, как и на часах на 6 кнопок. Гонгов и кожухов так же несколько видов в зависимости от года и комплектации.
Полный комплект БК с машины для рынка США:
Полный комплект БК с дорестайлинговой машины для рынка США:
Не полный комплект (без подкапотной проводки иммобилайзера):
Вид в салоне:
Электрическая схема подключения (ЕТМ):Схема подключения:
Процесс установки большого бортового компьютера (BCII) описан для E30, и, в частности подключения иммобилайзера.
1. Разъем от бортового компьютера на щиток приборов
( желтый широкий разъем ).
2. Подключение рычага включения сигнала поворотов к БК
( черный кабель с синим разъемом ).
3. Подключение гонга
( 4-контактный черный разъем - цвета проводов: красный / белый, коричневый / синий и коричневый )
4. Подключение концевика капота
( 2-контактный разъем черного цвета - цвета проводов: коричневый и каштаново / зеленый )
5. Подключение звукового сигнала сигнализации
( 2 контактный синий разъем - цвета проводов: коричнево / желтый и красно / белый )
6. Подключение датчика температуры
( 2-контактный круглый разъем черного цвета - цвета проводов: синий и коричневый )
7. Подключение панели управления бортового компьютера
( Зеленый широкий разъем )
8. Реле
( 4-контактный зеленый коннектор - цвета проводов: коричнево / желтый, красно / белый и коричнево / синий )
9. Реле
( 4-контактный зеленый коннектор - цвета проводов: зеленый, зелено / красный, коричневый и коричнево / желтый )
10. Подключения датчика температуры к главному жгуту проводов
( 2-контактный разъем белого цвета - цвета проводов: синий и коричневый )
11. Соединительный кабель для массы
( цвет кабеля: коричневый )
При подключении подкапотной проводки БК для иммобилайзера используется гнездо H разъема для доплнительного оборудования (C302):
На свою машину я устанавливал БК с американской машины, без проводки иммобилайзера (но в перспективе хочу ее добавить). В моем конкретном случае так же было несколько нюансов. Во-первых, сначала мне дали комплект от Е28 (как потом выяснилось) - он с виду похож, но подключение и подрулевой переключатель немного отличается.
При большом желании можно переделать и подключить, но я все таки поменял его на комплект от Е30. Но тут тоже не все так просто - судя по всему на американских машинах другая распиновка подрулевого переключателя - тоже поправимо, но я опять же буду менять на родной от Е30. Все эти мои проблемы с подключением и другая инфа по подключению БК описана вот тут:
http://www.e30club.ru/forum/index.php/topic,83638.msg1434773.html#msg1434773И еще один совет - будьте осторожны с блоком БК. В моем после нескольких падений с торпеды потек ЖК экран - пришлось покупать другой, а найти его отдельно не так просто.
Вид в машине:
Видео тестирования БК:
https://www.youtube.com/watch?v=hQWUNjvKiO8https://www.youtube.com/watch?v=hIoi6te5h20https://www.youtube.com/watch?v=5XQXnD4VxDAhttps://www.youtube.com/watch?v=7PfVRvCFnOYhttps://www.youtube.com/watch?v=DcSsGsXoatU
По
НЕ подтвержденным данным, на самые ранние Е30 устанавливался БК предидущего поколения, который ставили на Е23 и Е24 до 1984 года:
Бортовой компьютер -
Каталог запчастей BMWВыглядит он так:
Такой же, но на английском языке:
Об этом говорится в одной из книг по эксплуатации Е30:
Но в
ЕТК ничего не сказано о применимости этого БК в Е30. Так что вдруг кому-то попадется такой БК, то прежде чем его покупать, внимательно изучите его проводку и разъемы, так как есть не малая вероятность, что он не подойдет на Е30.
Информация по такому БК для Е23Установка такого БК в Е23